В 1889 году испанец Франциска Иризар открыл мастерскую по изготовлению конных повозок. С 1936 года компания начала выпускать автобусные кузова. До настоящего времени все свои кузова фирма Irizar собирает по индивидуальным заказам на шасси разных производителей и оснащает их оборудованием, которое выберет покупатель.
Первые простые автобусы с незатейливыми кузовами предназначались для местных и пригородных перевозок. но в 1989 году, в честь своего 100-летия, фирма так постаралась, что создала свой лучший туристский кузов Century, который остается в производстве до сих пор. По объему выпуска автобусов фирма Irizar занимает в Испании второе место и контролирует 33% местного рынка. Irizar - это одна из наиболее известных и престижных марок автобусов, точнее, автобусных кузовов, а также название небольшой фирмы из городка Ормайзтэги из Страны Басков, что расположена в северо-восточной части Испании недалеко от границы с Францией. Там у фирмы расположен главный завод площадью 22500 мг, на котором занято 632 человека. С 1963 года фирма входит в крупную корпорацию Mondragon и по своему статусу является кооперативом. Кроме того, сборочные отделения Irizar действуют в Бразилии, Мексике, Марокко и Китае. Разработанный фирмой более 10 лет назад кузов Century признан одним из наиболее удачных в мире. Он получил название "Проект для народа" и множество международных наград, в том числе "Туристский автобус 1994 и 1997 годов". Кузов полностью удовлетворяет всем современным требованиям по безопасности и ком фортности Он выполнен по модульному методу и позволяет получать автобусы длиной 8, 9 или 12 м с одной или двумя распашными боковыми дверями общей вместимостью до 55 пассажиров и количеством посадочных мест 32-37. Автобусы с кузовами Irizar имеют современный и привлекательный вид, отличающийся футуристическим смелым дизайном, стремительными линиями и выпуклой фронтальной облицовкой с низким массивным передком, своеобразными овальными стеклами блоков фар, высокими и узкими зеркалами заднего вида, огромным панорамным лобовым окном и высоким расположением салона с тонированными стеклами и комфортными индивидуальными регулируемыми сиденьями. В перечень дополнительного оборудования входит практически все, что потребуется туристу в пути кофеварка, миникухня. умывальник, туалет, гардеробы, аудио- и видеосистемы, проигрыватели на 6 компакт-дисков, установка искусственного климата и многое другое, включая полную звукоизоляцию от внешнего мира. В распоряжении водителя, сиденье которого установлено на пневмоподвеске. широкий комплекс приборов и органов управления, а также телевизионная система заднего вида. Кузова Century разной длины и комплектации обычно устанавливались на шасси Scania. Mercedes-Benz, MAN. Volvo, IVECO, DAF, но с начала 90-х годов фирма стала ориентироваться на сотрудничество только с одной компанией Scania. Под кузова Irizar она предлагает свои типовые шасси 4x2 или 6x2 с двигателями мощностью 360-420 л.С., механическими или автоматическими трансмиссиями с электронным управлением, пневматической подвеской с электронным регулированием дорожного просвета, дисковыми тормозами на всех колесах. Кроме того, по заказам Irizar выпускает 2-этажный туристский автобус Dragon. В 2000 году фирма рассчитывала изготовить 2000 кузовов, в том числе в Испании - 1400. Их экспорт осуществляется в 45 стран мира.
|