gototopgototop
аренда автобусов в Минске
Kvartiri v SPB

Поиск отелей по всему миру

Подбирайте отели сами под наши графики автобусных рейсов 


   


Посторонним вход воспрещен: за этой дверью — уже территория завода


Стеклянная крыша — характерная черта многих немецких автобусов 50-х и 60-х годов

Кузов туристического лайнера в разрезе. Внизу — багаж, а над ним — пассажиры

Среди экспериментальных образцов были и машины с электромоторами, встроенными в колеса

КОНЕЦ ПРЕКРАСНОЙ ЭПОХИ

Я давно хотел побывать в музее автобусов Neoplan (он расположен в Штутгарте, при головном заводе фирмы). Но все как-то не было случая.

И вот такой случай представился…

«К заводу Neoplan отвезете?» — подошли мы с коллегой к таксисту на площади. Тот, даже не спросив адреса (Штутгарт — город небольшой!), кивнул: садитесь.

Через десять минут езды вверх по шоссе («исторический центр» остался в красивой долине) мы въехали в пригород Штутгарта — Мёринген. По обе стороны улицы — офисы, офисы… А вот и здание с полукруглым зеркальным фасадом. Neoplan!

Открыв дверь с надписью «для посетителей», мы попали в пустынный и полутемный холл. Посредине холла — стойка со скучающей дамой.

«Здравствуйте, мы журналисты из России, хотели бы осмотреть музей…» — начал было я. Дама, не меняя выражения лица, махнула рукой: «Вниз по лестнице». Два пролета — и мы в автобусном царстве!

Здесь, в подвале с высоким потолком, хранится полтора десятка машин — начиная с автобуса 1928 года (когда о марке Neoplan еще не было и речи) и заканчивая недавними прототипами. Между ними — фрагменты кузовов, узлы и агрегаты, стойки с фотографиями и документами.

Есть макет кузовной мастерской XIX века: здесь когда-то началась история династии кузовщиков Аувертеров. А у дальней стены разместился даже железнодорожный вагон (такие в свое время делал Neoplan). Словом, есть на что посмотреть!

Правда, желающих смотреть немного: мы оказались единственными постетителями. (А в музее Mercedes-Benz, который расположен совсем недалеко, от посетителей нет отбоя!)

И экспозицией, похоже, давно никто не занимался. Свет тусклый, пол грязноватый, по стенам развешаны запыленные плакаты, а вдоль стен навалены картонные коробки.

Когда я хотел приоткрыть дверь одного из автобусов, чтобы сфотографировать салон, она чуть не выпала наружу... А уже потом, в Москве, я обнаружил на спине куртки мазутное пятно. Видимо, к борту какого-нибудь экспоната случайно приложился!

Такое состояние музея объясняется просто: владелец коллекции — вовсе не Neoplan, а частное лицо, Конрад Аувертер, сын основателя фирмы и бывший ее глава (ныне — пенсионер). Новые же хозяева из концерна MAN, похоже, не очень-то собираются вкладывать средства в развитие музея.

Впрочем, стараниями того же Аувертера многие автобусы остаются на ходу — и даже принимают участие в парадах и смотрах машин-ветеранов.

…Когда мы выбрались обратно в холл, то увидали стеклянную дверь с надписью «Вход на территорию завода только с сопровождающим. Фотографировать запрещается». А за ней — шеренга уже современных Неопланов, сверкающих боками. Понятно: это зал, где новенькие машины ждут отправки к клиентам. Но нам туда нельзя.

Я вновь подошел к даме: «Спасибо, нам очень понравилась экспозиция. Нельзя ли пообщаться с вашим менеджером по прессе?» «Нет. Она ушла в декрет».

Понятно. Может, каталог музея есть? Тоже нету. Да и вообще в холле — шаром покати. Ни красочных проспектов, ни сувениров… А я-то хотел привезти домой модельку Неоплана!

Все, что предлагается посетителям — унылая черно-белая брошюрка, из которой следует, что Neoplan нынче принадлежит концерну MAN (а то я этого раньше не знал!). Еще можно купить дешевенькие ручки и надувные шарики. Разумеется, с неоплановскими эмблемами.

«Вот моя визитка. Передайте ее тому, кто сейчас отвечает за прессу. Скажите, мол, русские журналисты заходили», — без особой надежды протянул я карточку даме (как в воду глядел — по сей день ни ответа, ни привета!).

И вышел на улицу — туда, где среди пожухлой травы возвышается информационная стела. На ней написано: наверху, крупно — «MAN», ниже, мелкими буквами — «Neoplan Bus».

Так что нет больше никакого семейного ателье Аувертеров. Забудьте. Конечно, автобусы марки Neoplan по-прежнему выпускаются. Более того, автобусы эти по-прежнему элегантны и роскошны (один новый Starliner, о котором мы рассказали в прошлом выпуске рубрики, чего стоит!).

Но теперь Neoplan — всего лишь одно из подразделений трансъевропейской группы NEOMAN. И в руководстве этой группы нет ни одного человека с фамилией Аувертер…

А если захотите, как я, взглянуть на былое великолепие марки — побывайте в Штутгарте, спуститесь в подвал с автобусами. Вход бесплатный.

 
  НАЧАЛО ИСТОРИИ  


Телеги, повозки, примитивные станки… Так начиналась история династии Аувертеров

НАЧАЛО ИСТОРИИ

Давным-давно — а точнее, в середине уже позапрошлого, XIX, века — в Штутгарте жил кузовных дел мастер Фридрих Аувертер. Свою небольшую мастерскую он открыл ровно 150 лет назад, в 1854 году, и делал там разного рода повозки и тележки (наподобие тех, что на нашем снимке).

И было у него два сына — Якоб и Готтлоб. Когда они подросли, то пошли по отцовским стопам, построив в том же дворе уже собственную, новую, мастерскую. Чего там только не было: паровая машина, разнообразные станки…

Но Готтлоб оказался не только хорошим ремесленником. Он стал папашей аж шести сыновей, одного из которых тоже назвали Готтлобом (не запутались еще в семейной родословной?).

И — династия есть династия! — сыновья стали мастеровыми. У каждого была своя специализация: например, Вильгельм замечательно делал зерночистки, а Пауль — телеги (которые, несмотря на появление автомобилей, оставались весьма популярными у местного населения).

Но в конце 20-х годов «автомобилизация всей страны» дошла и до провинциального Штутгарта — а потому Отто на пару с Готтлобом начали понемногу строить автобусные кузова, водружая их на «грузовые» шасси.

Надо заметить, что в те времена похожим ремеслом в Германии занимались десятки мастерских, большинство из которых давно позабыто. А вот братьям Аувертерам в этом плане повезло…

 
  ПЕРВЫЕ АВТОБУСЫ  


Кузов автобуса на шасси Lancia (1928 г.) построен по всем правилам «каретного искусства»

ПЕРВЫЕ АВТОБУСЫ

Самый старый автобус в экспозиции (1928 г.) базируется на шасси итальянского грузовичка Lancia, и кузов его изготовлен по всем правилам «каретного искусства».

Сначала готовились несущие элементы из бука или дуба; затем они соединялись — на шипах и клиньях, с помощью клея, — а получившийся каркас обшивался металлом и фанерой и окрашивался. Представляете, сколько времени уходило на изготовление одного автобуса?

Кстати, экземпляр на итальянском шасси — большая редкость. Поскольку «под боком», в том же Штутгарте, расположена мерседесовская штаб-квартира, Аувертеры строили автобусы в основном на базе Мерседесов.

Сначала строили вместе. А потом — порознь: в 1935 году братец Готтлоб ушел в «свободное плавание». И правильно сделал. Потому что стал основателем знаменитой на весь мир фирмы Neoplan…

Вначале Готтлоб купил здание бывшего кирпичного завода и в том же 1935 году соорудил первый собственный автобус: мол, и я не лыком шит!

Правда, автобус тот выглядел весьма прозаично: прямо на кузов безымянного грузовика Готтлоб водрузил угловатую конструкцию со скамейками внутри и сдвижной крышей. Однако уже три года спустя продукция Готтлоба Аувертера выглядела совершенно иначе!

Первый «самостоятельный» автобус Готтлоба Аувертера (1935 г.)

 
  «ФЕРДИНАНД»  

В фильме роль «фердинанда» играл наш ЗИС-11. А настоящий Opel Blitz выглядит так (внизу)

"ФЕРДИНАНД"

«Во дворе около столовой стоял старый красно-голубой автобус с полуоблезшей надписью «Милиция» на боку. Гриша Шесть-на-Девять крикнул мне: «Гляди, Шарапов: чудо века — самоходный автобус!»

Трофейный Опель Блитц наверняка за долгую свою жизнь повидал всякие виды. От старости… просели рессоры и высохли амортизаторы, машина словно припала к земле на хилых, перелатанных баллонах и походила на огромного больного бульдога.

Водитель автобуса Копытин… сказал мне доверительно: «Эх, достать бы два баллона от «Доджа», на задок «фердинанду» поставить — цены бы ему не было!»

«Какому Фердинанду?» — спросил я серьезно. Копытин засмеялся: «Да вот они, балбесы наши, окрестили так машину. Мол, на самоходку немецкую, «фердинанда», сильно смахивает».

Копытин нажал ногой на педаль, стартер завыл так тонко и горестно, что пес Абрек тревожно поднял голову и ответил ему низким рыком. Шесть-на-Девять уже открыл рот, чтобы оценить должным образом ситуацию, но Жеглов бросил на него короткий взгляд, быстро сказал: «Помалкивай…»

И мотор наконец чихнул… заволок двор синим едучим дымом, и «фердинанд» тронулся, выполз на Большой Каретный и взял курс на Садовую».

Узнаете, откуда этот отрывок? Из романа братьев Вайнеров «Место встречи изменить нельзя»!

Давненько я хотел увидеть «живьем» автобус Opel Blitz: ведь в фильме его, за неимением сохранившихся в нашей стране экземпляров, заменили отечественным ЗИСом…

И вот, пожалуйста: Blitz стоит в неоплановском музее. Правда, отреставрирован он на славу и на больного бульдога никак не похож. Но факт остается фактом: машина, построенная в 1938 году, сначала принадлежала войскам вермахта, а потом была захвачена «нашими» в качестве трофея и аж до 1970 года работала в ГДР.

Впрочем, Глеб Жеглов и Володя Шарапов, скорее всего, ездили не на такой машине, а на автобусе с более примитивным кузовом фирмы Ludewig (эта фирма была основным поставщиком автобусов для Вермахта).

Те кузова вначале были дерево-металлическими, потом, когда фронт покатился на запад, обшивались фанерой; а затем их выпуск и вовсе прекратился. Не до автобусов стало.

 
  ВОЙНА И МИР  


Красавец Mercedes O3500 (1950) — типичный автобус послевоенной Германии

ВОЙНА И МИР

Кстати: чем сами Аувертеры занимались в военные годы? Готтлоб ремонтировал самолеты. А его братья — Вильгельм, Пауль и Эрнст — строили телеги и сани для гитлеровской армии. Наверняка, немало тех повозок осталось в заснеженных российских степях…

В 1944 году Вильгельм погиб; а уцелевшие братья вернулись к своим основным занятиям только в конце сороковых.

Как раз к тому времени Mercedes начал выпускать специальное автобусное шасси О3500. Кто только ни строил автобусы на этой базе! И сам Mercedes, и Kassbohrer (тот, что позже превратился в знаменитую компанию Setra), и уже упомянутая фирма Ludewig. А кроме того — Готтлоб Аувертер.

Надо заметить, что практически все машины на шасси О3500 были похожи, как однояйцевые близнецы: у всех — аэродинамичный кузов (уже на стальной раме), у многих — дополнительные окна, заходящие на крышу.

С 1949 по 1954 годы Аувертер построил 50 таких машин. И это говорит о том, что в послевоенные годы фирма играла весьма скромную роль на автобусном рынке Германии: ведь всего было выпущено свыше шести тысяч автобусов на базе О3500!

 
  АВТОБУС ОБРЕТАЕТ ИМЯ  



Эта модель уже называется Neoplan (1955 г.). Ее кузов несущий, а двигатель расположен сзади

АВТОБУС ОБРЕТАЕТ ИМЯ

Тем временем, в 1951 году фирма Kassbohrer создала первый в мире автобус с несущим кузовом: его, как известно, назвали Setra (от слова Selbsttragend, «самонесущий»).

Глядя на успех конкурентов, Готтлоб Аувертер тоже решил начать выпуск таких автобусов — «самонесущих» и бескапотных. Их было решено назвать Neoplan, что расшифровывается весьма просто: «новый план» или же «новый проект».

Первый Neoplan был построен в 1953 году, а в музее демонстрируется экземпляр №52 — «экспортный», для Швейцарии.

Среди его отличий — нестандартная ширина (не 2,5 м, как обычно, а 2,3) и руль, расположенный справа (тогда в Швейцарии, как и в Швеции, было «неправильное», левостороннее движение). Крыша — почти полностью стеклянная, а посреди нее проходил «хребет» с воздуховодом.

В 1957 году в придачу к несущему кузову появилось еще одно нововведение — независимая передняя подвеска на пневмобаллонах. Задняя подвеска тоже стала пневматической: комфорт пассажиров — превыше всего!

В 1957 году автобусы получили пневмоподвеску

 
  НЕ NEOPLAN  


Шасси — Borgward. Кузов — Ottenbacher (1954 г.). Красиво!

НЕ NEOPLAN

Как так? А вот так: в экспозиции есть два немецких автобуса пятидесятых годов — весьма интересные, но не имеющие никакого отношения к ателье Готтлоба Аувертера и марке Neoplan.

Один, красивый и обтекаемый, построен в забытом ныне ателье Ottenbacher (оно существовало до 1959 года) на шасси не менее забытого грузовичка Borgward.

А более скромная машина на шасси IFA, отдаленно похожая на наш ЗИЛ-158, выпускалась «в стране победившего социализма» — ГДР. Интересно, что завод в городе Аммендорф, где делали такие автобусы, просуществовал всего два года. Проблемы с качеством оказались настолько серьезными, что завод пришлось просто-напросто закрыть. Неслыханное дело для социалистического производства!

 


Сделано в ГДР: автобус на шасси IFA (1955 г.)

 

 
  ПО ШПАЛАМ, ПО ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ…  


Такие вагоны Neoplan строил с 1952 по 1969 гг.

ПО ШПАЛАМ, ПО ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ...

А что здесь делает железнодорожный вагон с деревянными скамейками внутри (прямо как у наших электричек)? Вы не поверите: он тоже носит марку Neoplan.

Дело в том, что в 50-х годах большинство «автобусных» клиентов заказывало машины «к летнему сезону». Поэтому, чтобы кузовщикам не оставаться без работы в холодное время года, руководство фирмы решило начать изготовление пассажирских вагонов.

Но то ли таких заказов было немного, то ли возможности завода не позволяли развернуть «железнодорожное производство» — в общем, за 17 лет (1952—1969 гг.) было построено лишь 40 вагонов.

 
  ГАМБУРГСКИЙ ЗАЧЕТ  


Neoplan Hamburg (1960 г.) уже выглядит вполне привычно

ГАМБУРСКИЙ ЗАЧЕТ

В 1960 году сын Готтлоба Аувертера, Конрад (тот самый, которому нынче принадлежит музей) и его студенческий приятель Боб Ли в качестве курсовой работы спроектировали новую модель автобуса: ее назвали «Гамбург».

Какую оценку получили студенты — история умалчивает. Но, судя по тому, что Neoplan Hamburg выпускался тринадцать лет подряд — с 1960 по 1973 годы, — никак не ниже «единицы»! (В немецких школах «единица» означает «отлично»).

На этом автобусе появились характерные стойки кузова с «обратным наклоном» и (между прочим, впервые в истории автобусостроения) индивидуальные воздуховоды над каждым пассажирским местом.

Кстати, мы не случайно упомянули про Боба Ли: впоследствии он стал главным дизайнером, а затем и шефом Неоплана. Когда же Neoplan потерял самостоятельность, Боб Ли ушел главным дизайнером в турецкую фирму Temsa... Но — не будем отвлекаться.

 
  …И БЕРЛИНСКИЙ ДИПЛОМ  


Два необычных «двухэтажника» Neoplan. Сверху — Berolina для берлинских туристов, ниже — «спальный автобус»

...И БЕРЛИНСКИЙ ДИПЛОМ

В 1965 году Конраду Аувертеру пришла пора завершать учебу. И, на этот раз в качестве дипломной работы, он спроектировал двухэтажный Neoplan.

Работа велась под конкретного заказчика: на двухэтажных автобусах испокон веку ездили жители Берлина. Правда, «дипломный двухэтажник» получился неказистым, но вскоре к нему приложил руку прирожденный дизайнер Боб Ли — и на свет появился красавец с плавными обводами и огромным остеклением.

Эти автобусы, названные Berolina, в свое время возили туристов по городу. Наверняка гиды говорили пассажирам: «Вон там — стена, за которой находится Восточный Берлин. Приближаться к стене не рекомендуем: охрана стреляет без предупреждения…»

Еще через два года двухэтажный Neoplan — опять же под чутким руководством Боба Ли — превратился из городского в туристический. Такая машина, названная Skyliner, нынче украшает собой музейную экспозицию, и на ее борту есть все, что полагается иметь подобному «лайнеру»: здоровенные багажники, кухня, туалет. Нет только экранов над головами: в 1967 году видео еще не было!

Примерно в те же годы был построен и уникальный двухэтажный «автобус-отель»: внизу располагались кресла, а наверху — спальные места. Но больше о нем ничего не известно: в музее висит лишь фотография без подписи.

Neoplan Skyliner (1967 г.) — самая крупная и эффектная машина в музее

 
  ТРУЖЕНИКИ АЭРОДРОМОВ  


Аэродромные Неопланы. Вверху — первый образец (1960 г.), внизу — уникальный Galaxy Lounge

Такие Неопланы сегодня работают в аэропорту Рима

ТРУЖЕНИКИ АЭРОДРОМОВ

О приоритете фирмы в той или иной области можно спорить. Но одно остается несомненным: самый первый аэродромный автобус, построенный в 1960 году, носил марку Neoplan.

Машина была низкопольной (уникальное явление для тех лет), с передним расположением двигателя и передним же приводом — чтобы силовой агрегат и карданный вал не мешали пассажирам.

А в конце семидесятых, когда Неопланы уже работали во многих аэропортах мира, на свет появилось… Чудище, названное Galaxy Lounge, и автобусом-то назвать трудно! Двухэтажный мастодонт на колесах (его габариты — 15х4,5х4,5 м) вмещал аж 340 пассажиров, которые переходили в салон самолета по выдвижному, закрытому со всех сторон трапу. Тот автобус вошел в Книгу рекордов Гиннесса, но так и остался в единственном экземпляре. Неудивительно: представляете, сколько он стоил?!

Не так давно Neoplan выпускал аж пять моделей аэродромных автобусов — различной длины и с различным числом дверей. Существовал даже «тянитолкай» с двумя кабинами водителя — и спереди, и сзади! Такие автобусы были поставлены в общей сложности в 90 аэропортов 45 стран, в числе которых — и наше Домодедово (в Шереметьево тоже работают Неопланы, но подержанные).

Но в последние годы «поголовье» специальных аэродромных автобусов резко сократилось — прежде всего, из-за того, что во многих аэровокзалах посадка-высадка пассажиров производится через «рукава». Упал и спрос на Неопланы; а там, где без автобусов не обойтись, работают в основном унифицированные машины немецко-швейцарской фирмы Cobus либо дешевые рейсовые модели.

Впрочем, сейчас новые хозяева марки стараются возродить былой имидж аэродромных Неопланов: создана новая модель (см. АР № 17, 2004), и выпускать ее будут в Словении (там рабочая сила дешевле).

 
  САМЫЙ ПЕРВЫЙ «НИЗКОПОЛЬНИК»  

Самый первый «низкопольник», модель N814 (1977 г.). Справа — его портальная ось

САМЫЙ ПЕРВЫЙ "НИЗКОПОЛЬНИК"

«Аэродромные автобусы с низким полом выпускаются уже не первое десятилетие. Почему бы не создать похожую машину для города?» — наверняка, такая мысль пришла в голову неоплановским инженерам в середине семидесятых.

Сказано — сделано, и в 1977 году на свет появилась революционная модель N814. У нее не было ступеней на входе, уровень пола над дорогой не превышал 30 см, а 70% панелей кузова было выполнено из стеклопластика. Но, как это часто бывает, тот автобус опередил свое время. Заказов на него так и не последовало; а эра «низкопольников» наступила только в девяностых…

 
  ПЛАСТМАССОВЫЙ. И НА БАТАРЕЙКАХ  

Кузова автобусов MIC выклеены из стеклопластика. Внизу — «газовый» и «электрический» экземпляры

ПЛАСТМАССОВЫЙ. И НА БАТАРЕЙКАХ

Знаете, что это? Правильно, автобус Neoplan! В 1988 году фирма совершила очередную революцию: была создана модель МIC, кузов которой полностью выклеен из стеклопластика. Судя по результатам испытаний, «пласмассовые автобусы» превзошли «металлических» конкурентов едва ли не по всем параметрам. Ради эксперимента такой кузов даже «пускали поплавать» — словно лодку!

Всего было построено ровно сто таких автобусов, среди которых были и «газовые», и «электрические», на аккумуляторах марки Vаrta. Интересно, что двигатель «электробуса» развивал всего 18 л.с. (наверное, чтобы аккумуляторы не так быстро разряжались)...

Но дальше опытной партии дело не пошло: видимо, у полностью «пластмассовых» автобусов (тем более, «на батарейках») хватало и недостатков. И потому сегодня три таких автобусика пылятся в музее.

 
 

***

 

«Пазик по-неоплановски» — укороченная модель 1973 года

Вот и все. Теперь, когда я вижу на российских просторах очередной Neoplan — cтаренький, потрепанный, — я вспоминаю его предшественников, стоящих в музейной тишине. Достойная марка! И ее история, как говорят немцы, spannend — «захватывающая». Правда?

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Фестивали

Проезд в Затоку

Бронирование билетов по маршруту Минск-Одесса-Затока-Минск.

Подробнее...

Проезд в Крым

40 б.р.+100 у.е.

Автобус едет по территории России, Минск-Гомель-Краснодар-(паромная переправа порт Крым-порт Кавказ) Автобус с 10 июня каждые десять дней, комфортабельный автобус с кондиционером, видео, бесплатно кофе чай в пути, опытные руководители.

Подробнее...

ИП Дулуб Д.Я.

Юридические услуги

yanovich

+375 29 6222-771

Подробнее...

Голосование

Ваш лучший отдых?
 

Голосование автобусы

Какие автобусы Вам больше нравятся.....
 


Сейчас на сайте

Сейчас 2690 гостей онлайн

Рассылки компании

Задать вопрос
Яндекс.Метрика
Suomi