07 Там, где автобусы ТАМ.
08 Там, где автобусы ТАМ.
01 Там, где автобусы ТАМ.
18 Там, где автобусы ТАМ.
Необычный Volkswagen с кузовом фирмы Ernst Auwaerter возит туристов по историческим улочкам Марибора
17 Там, где автобусы ТАМ.
09 Там, где автобусы ТАМ.
Объем багажных отсеков — 4,5 куб. м
12 Там, где автобусы ТАМ.
03 Там, где автобусы ТАМ.
В былые времена внутри колец размещались буквы ТАМ
13 Там, где автобусы ТАМ.
Здесь — неудобные педали и большой ход рычага КПП…
19 Там, где автобусы ТАМ.
...зато элегантный салон
14 Там, где автобусы ТАМ.
На мариборских автобусах стоят двигатели MAN
16 Там, где автобусы ТАМ.
02 Там, где автобусы ТАМ.
11 Там, где автобусы ТАМ.
Место водителя похоже на ТАМ 222, но эргономика здесь намного лучше
20 Там, где автобусы ТАМ.
04 Там, где автобусы ТАМ.
10 Там, где автобусы ТАМ.
У этой модели — самые скромные багажники (их объем — 2 куб. м)
15 Там, где автобусы ТАМ.
21 Там, где автобусы ТАМ.
05 Там, где автобусы ТАМ.
Грузовики из Марибора — вчера (модель ТАМ 75) и сегодня (армейские машины с кабинами и двигателями МАN)
06 Там, где автобусы ТАМ.

Там, где автобусы ТАМ.

Геннадий Борисов
Фото автора

Словения — совсем небольшая страна. Ее площадь — меньше, чем половина Московской области. Да и автобусный завод, расположенный здесь, совсем невелик: на нем работает всего 150 человек. А когда-то этот завод был частью многотысячного югославского объединения ТАМ, известного и в нашей стране...

Наш корреспондент побывал в Мариборе — там, где сегодня выпускаются автобусы сразу трех марок: ТАМ, Marbus и Neoplan! Впрочем, обо всем — по порядку.

СЛОВЕНСКИЕ ЗАРИСОВКИ

Чтобы попасть из словенской столицы Любляны в Марибор (этот город, второй по величине в Словении, расположен рядом с австрийской границей), надо пересечь едва ли не полстраны.

Думаете, это долго? Вовсе нет. Во-первых, в Марибор ведет скоростной автобан, проложенный по живописному альпийскому предгорью. А во-вторых, «полстраны» — это всего 130 км. Вот такие здесь масштабы.

Интересно, что на этом расстоянии встретились три пункта оплаты проезда: за легковую машину в общей сложности пришлось заплатить около пяти евро; дальнобойщикам проезд обойдется в четыре раза дороже.

Да и штрафы здесь — не позавидуешь! Например, за превышение скорости на 20 км/ч придется выложить 30 тысяч толаров — это почти 130 евро. Правда, за пять дней пребывания в стране я видел всего две полицейские машины…

Население Марибора, куда мы прибыли, — 103 тысячи человек. Здесь, прогуливаясь по старинным улочкам, можно встретить людей в средневековых одеждах, развлекающих прохожих песнями и стрельбой из арбалетов (любопытно, что мишень висит прямо на стене старинного дома, а судя по выбитой штукатурке, у «средневековых» стрелков случаются и промахи).

В окрестностях города — как впрочем, и по всей стране, — много виноградников. Не случайно даже национальный гимн начинается со слов: «Прекрасно то вино, что дарит виноград, для дружеских бесед»! Говорят, в бытность Клинтона президентом США именно здесь закупалось вино для Белого дома.

Но если мариборское винодельчество известно даже за океаном, то продукция местного автопрома долгое время была известна только в самой Югославии.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

О том, как началась история мариборского автозавода, местные жители стараются не вспоминать. Это неудивительно: завод был основан в 1942 году фашистами, и здесь выпускали моторы для истребителей Messerschmitt. Ходят слухи о том, что здесь строился даже подземный аэродром.

В первые послевоенные годы в Мариборе продолжался выпуск авиамоторов, но затем предприятие было перепрофилировано, и в 1947 году здесь наладили производство грузовиков Praga по чешской лицензии.

Чуть позже начался выпуск автобусов, а после 1957 года (тогда завод подписал соглашение с немецкой компанией Magirus-Deutz) в гамме появились и большие грузовики.

В том же году предприятие получило новое имя: Tovarna Avtomobilov I Motorev Maribor, сокращенно — ТАМ. Именно под этой маркой продукция завода впервые пришла в нашу страну.

Правда, в советские времена автомобили ТАМ были практически неизвестны у нас: дело в том, что Югославия не являлась членом Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), который ведал торговыми поставками.

Ситуация изменилась с началом перестройки: тогда, в период с 1989 по 1993 годы, Госкоминтурист закупил около 450 туристических лайнеров ТАМ (они заметно потеснили автобусы Ikarus в автопарке главного турагентства страны).

В основном это были 48-местные лайнеры модели 260 А 119 — на пневмоподвеске, с комфортабельными креслами и вклеенными стеклами. Цифры в индексе обозначают мощность двигателя (260 л.с.) и габаритную длину (11,9 м). Кстати, в то время на все автобусы и большие грузовики марки ТАМ устанавливались дизельные моторы воздушного охлаждения: они выпускались по лицензии фирмы Deutz.

Около половины купленных автобусов работало в Москве; остальные разъехались по разным городам — в Ленинград, Киев, Одессу, Ялту, Ташкент... Появились пункты сервисного обслуживания и склады запчастей, а в столице даже открылось представительство завода.

Затем автобусами ТАМ заинтересовались нарождающиеся коммерческие структуры — например, Лукойл. Для работы в местах нефтедобычи чаще всего закупалась модель ТАМ 190 А 110 на рессорной подвеске. Всего же в Россию и страны бывшего СССР было поставлено около 3000 югославских грузовиков и автобусов.

До начала 90-х годов предприятие работало на полную мощность: в лучшие годы здесь выпускалось до 10 тысяч машин — 8 тысяч грузовиков (включая седельные тягачи) и 2 тысячи автобусов (в том числе сочлененных).

Большинство деталей и агрегатов (двигатели, мосты, кабины) выпускалось на самом заводе; численность работающих достигала 8500 человек. «Большой ТАМ» — так словенцы называют предприятие тех времен.

ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН

После того, как Югославия распалась на отдельные государства, для завода наступили тяжелые времена. О былых масштабах производства не было и речи. Счет шел уже не на тысячи, а на десятки автобусов в год!

Известно, что последние ТАМы с двигателями воздушного охлаждения пришли в нашу страну в 1996 году, и к тому времени «Большой ТАМ» разделился на несколько самостоятельных предприятий.

В 2000 году на свет появился автобус ТАМ 222 А 110, но это был, по сути, все тот же старый ТАМ 190 — на рессорной подвеске, только с двигателем Cummins и новым задним мостом. (Кстати, 15 таких машин купил Газпром.)

А в 2001 году правительство Словении учредило новую компанию — TVM, Tovarna Vozil Maribor. Меньше чем за полгода был реконструирован сборочный цех, завершилась разработка автобусов нового поколения, а стратегическим партнером стала фирма МАN (она поставляет двигатели и мосты). Новым моделям присвоили торговую марку Marbus — «автобусы из Марибора».

ПРОГУЛКА ПО ЦЕХАМ

Пока я не услышал знакомый звук электроинструмента, казалось, что на заводе обеденный перерыв — так здесь немноголюдно. Но сборка идет — спокойно, без суеты.

Технология такова. Остов автобусов, как и прежде, сваривается из профилированных труб. На этот каркас приклеивают панели из оцинкованного листа (раньше панели приваривались). Нижний пояс — полностью алюминиевый, а передняя и задняя части формуются из пластика.

Рабочий день начинается в шесть утра и заканчивается в два часа дня; средняя зарплата, по местным понятиям, не маленькая, но и не очень большая — около 1000 евро в месяц.

То, как здесь работают, видимо, вполне устраивает европейцев (кстати, в этом году Словения стала членом Европейского союза). Во всяком случае, немецкая фирма Holder уже который год размещает на TVM заказы по производству… нет, не автобусов, а тракторов. С недавних пор в Марибор переместилась и сборка всех аэродромных автобусов Neoplan (до 50 единиц в год). Правда, посидеть за рулем такого красавца не удалось: на стапеле стоял только остов будущей машины.

Зато готовые экземпляры автобусов ТАМ и Мarbus были в наличии — и на них удалось «порулить» по Марибору и его окрестностям.

ТАМ 222 А 110

Это — единственная модель завода, в индексе которой сохранились старое название и эмблема из трех колец. Повторим, что ТАМ 222 — не что иное, как модернизированный ТАМ 190 прежних, социалистических времен. Конечно, кузов делается по современной технологии, в «корме» стоит двигатель МАN (220 л.с., Euro 2), кондиционер входит в стандартное оснащение — да и внешне автобус выглядит вполне современно.

Но основные узлы и агрегаты практически не изменились. Здесь, как и прежде, стоят барабанные тормоза с пневмогидравлическим приводом и рессорная подвеска. Даже мосты и коробка передач — практически те же, что в былые времена! Производство агрегатов удалось сохранить в цехах «большого ТАМа» и на предприятиях бывшей Югославии (что, заметим, положительно влияет на себестоимость). Например, механическая 6-ступенчатая коробка передач марки Famos приходит из Сербии.

Заглянув под автобус, я обнаружил мощную защиту двигателя и пластиковые короба, которыми закрыты колесные ниши. В сочетании с рессорной подвеской — удачное решение для плохих дорог.

Салон резко отличается от аскетичного «низа»: здесь — веселенькая обивка, занавесочки, кресла Vogel с откидными спинками и возможностью бокового смещения (для более просторной посадки), «складные» подлокотники, сеточки для газет. Мечта простого туриста!

А вот водителю повезло меньше. Конечно, для своего времени такая эргономика считалась вполне приличной, но сегодня — увы…

Кресло водителя, несмотря на подрессоривание, — не очень-то комфортабельное. Педали закреплены на полу, и при нажатии на них ноги принимают неудобное положение. А чтобы орудовать рычагом КПП с большими ходами, надо иметь длинные руки...

Сдвижная форточка на боковом окне смотрится мило — но явно устарела. Да и приборы, установленные в новой панели, выглядят старомодно. Правда, «в качестве компенсации» предлагаются современные зеркала заднего вида с хорошим обзором.

Мощности мановского двигателя вполне хватает, но согласованность старой трансмиссии с новым мотором оставляет желать лучшего.

Во всяком случае, разгон мог быть и более динамичным! Вдобавок коробка передач страдает нечетким включением — и это тоже не способствует быстрому разгону.

Тормоза недостаточно информативны, и с непривычки можно не рассчитать усилие. Зато плавность хода, несмотря на рессоры, оказалась на удивление приличной. К тому же такая подвеска вкупе со стабилизатором поперечной устойчивости неплохо «держит» автобус в повороте, не пугая седоков большими кренами.

И все же я без сожаления пересел с водительского места в салон. В этом автобусе лучше быть пассажиром…

MARBUS B4 080

Восьмиметровый Marbus — уже новая «мелодия» мариборского завода.

Изначально эта машина проектировалась как небольшой школьный автобус на 30 посадочных мест с современной агрегатной базой. Правда, судя по наличию в салоне пепельниц, 60-литрового холодильника и аудиосистемы, модель предназначена не только для перевозки школьников… Но объем багажников здесь весьма скромный — всего 2 куб. м.

Агрегатная «начинка» такова: мосты и двигатель (170 л.с., уже Euro 3) — марки МАN, гидроусилитель и коробка — ZF, подвеска — пневматическая, тормоза тоже пневматические.

Салон — ничуть не хуже, чем у предыдущей модели, а эргономика рабочего места водителя — на порядок лучше! Кресло — очень удобное, на пневмоподвеске; педали — отличные (они подвешены и при нажатии словно бы становятся продолжением ступни). Примитивная форточка уступила место опускающемуся стеклу с электроприводом. А передняя панель с хорошо читающимися «кругляшками» стрелочных указателей порадовала почти футуристическим дизайном. На общем фоне не очень современно выглядят только рычажки управления вентиляцией и отоплением — но они расположены довольно низко и не бросаются в глаза.

Маленькие, 17,5-дюймовые колесики и высокий «лоб» ветрового стекла придают машине задорный вид. Под стать облику — и «юношеский» темперамент.

Несмотря на скромный двигатель, автобус резво набирает скорость, а любая из шести передач механической КПП (это же МАN!) включается четко и безошибочно.

Несмотря на короткую базу, автобус обладает хорошей плавностью хода, однако маленькие колеса хоть и ненавязчиво, но подробно «информируют» пассажиров о поперечных стыках.

Зато к управляемости и тормозам претензий нет. Кроме того, на один из подрулевых рычажков выведено управление трансмиссионным тормозом-интардером; и можно эффективно погасить скорость, даже не прикасаясь к тормозной педали. Похоже, если пользоваться интардером постоянно, тормозные колодки будут служить почти вечно!

MARBUS B3 090

Этот автобус, тоже из новой серии, — полноценный «турист». Модель выпускается в трех вариантах — «длинном» (11,5 м), «коротком» и «коротком высокопольном» (оба — 9,5-метровые).

Основное различие между этими исполнениями — в количестве мест, объеме багажников и комплектации. К примеру, у «короткого высокопольного» автобуса есть кухня, туалет, видеосистема, а объем багажных отсеков (если отказаться от туалета) может достигать 8 куб. м. Его аналог с более низким уровнем пола (на нашей фотографии) — попроще; а багажники здесь — 4,5-кубовые.

Агрегатная база — из Германии, как у «школьного» автобуса, но мановский двигатель — самый мощный из тех, что устанавливаются в Мариборе (280 л.с.). Этот мотор обладает хорошей эластичностью (проще говоря, здесь не нужно часто переключать передачи), а повышенная мощность никак не отражается на акустическом комфорте. Кроме того, большие, 22,5-дюймовые, колеса и пневмоподвеска делают эту модель лидером по плавности хода.

ЧТО ПОЧЕМ?

Автобус ТАМ 222 А 110 — совсем недорогой по европейским меркам: его заводская цена — всего 123200 евро. Правда, в Западной Европе он не продается — из-за двигателя Euro 2 и старого «рессорного» шасси.

А вот, к примеру, для нашей Сибири недорогой ТАМ вполне подходит. На двух экземплярах, которые недавно отправились туда (их поставила фирма Коста, представитель завода в России), стоит «российский пакет». В него входят система подогрева топлива, усиленный отопитель, гидроизоляция электрических цепей, усиленные амортизаторы и наконечники рулевых тяг.

Самый дешевый из автобусов нового модельного ряда (около 110000 евро) — маленький Marbus В4. (Кстати, его покупают в Бельгии, Голландии и даже в Германии.). Цена туристической машины Marbus В3 — от 132600 евро. У нас, если учесть все налоги, любая машина из Марибора подорожает примерно на 45%.

***

Сегодня в Мариборе выпускают около 300 автобусов в год — немного, но вполне достаточно для того, чтобы компания чувствовала себя уверенно. А еще здесь продолжается выпуск грузовиков марки ТАМ. Правда, сведения о них не разглашаются: все эти машины предназначены для вооруженных сил…

По материалам сайта www.autoreview.ru