gototopgototop
аренда автобусов в Минске
Kvartiri v SPB

Поиск отелей по всему миру

Подбирайте отели сами под наши графики автобусных рейсов 



 

   


Длина «безрельсовой электрички» Phileas — 24 м, а вместимость — 205 пассажиров!


Европейский рынок автобусов полной массой свыше 3,5 т в 2002 году (23936 шт.)


Evadys, новый туристический лайнер объединения Irisbus. Габаритная длина — 12, 8 м

Новейший «испанец» Caetano Winner на мерседесовских агрегатах. С другими лайнерами его точно не спутаешь!

Sundancer из Голландии

Indcar Mago. Место рождения — Барселона

UNVI Cimo на «грузовом» шасси Mercedes: начудили испанцы!

«Хочешь покататься НА автобусе, сынок? Бери и катайся!»

«Длинномеры» по-прежнему в моде. На снимке — 15-метровая Scania Irizar Century Express

Школьный Troulliet: «...я с детства угол рисовал!»


Temsa из Турции: вверху — Opal, а внизу — 14-метровый Diamond



Эти три автобуса выпускает новая корпорация NABI. Сверху — Optare Solo (Англия), в центре — Compobus (США), Снизу — Optare Alero

Mercedes-Benz Tourino, «младший брат» лайнера Travego


Setra Comfort Class. Какую длину предпочитаете?

«Маршрутка-гармошка»: проект ателье BUSiness скоро станет реальностью

Так надо путешествовать в Volvo — пристегнувшись и читая инструкцию по безопасности

«Португальский пазик» — Marcopolo Senior на шасси IVECO -Daily

МИР АВТОБУСОВ

Название выставки Busworld переводится просто: «Мир автобусов». Эта выставка, проходящая каждые два года вдалеке от шумных столиц, в бельгийском местечке Кортрийк, — крупнейшая в Европе, а может быть, и во всем мире! В этом году экспозиция разрослась настолько, что к основному зданию (которое, заметим, состоит из шести огромных залов) даже пришлось пристраивать временные павильоны. И на то, чтобы обежать все новинки, мне еле хватило дня...

Шесть лет назад, когда я впервые приехал в Кортрийк, выставка автобусов выглядела гораздо скромнее, нежели сейчас. Сразу за павильонами паслись коровы, посетителей было немного, я был единственным русским, приехавшим сюда...

Cегодня вместо луга с коровами — киноцентр и огромные автостоянки; в павильонах не протолкнешься, да и «наши» здесь уже не редкость: едва войдя, я натолкнулся на делегацию завода Волжанин.

Более того, теперь тихий городок Кортрийк претендует на звание «автобусного центра» не только Европы, но и всего мира: бельгийцы регулярно устраивают аналогичные выставки в Китае (Busworld Shanghai), Африке (Busworld Lagos), а на сентябрь 2004 года запланировано проведение первой выставки Busworld India.

Но мы пока что расскажем о делах европейских. Какие модели появились за последние два года на «автобусных» рынках Западной и Восточной Европы? Какие ветры здесь дуют?

ЧТОБ НЕ ПРОПАСТЬ ПООДИНОЧКЕ

Пожалуй, главная тенденция европейского автобуспрома — объединение отдельных фирм (часто — весьма известных) в крупные холдинги.

Такие холдинги — EvoBus (Mercedes+Setra), Irisbus ((IVECO, Renault, Karosa и Ikarus), NEOMAN (MAN+Neoplan) — играют сегодня ведущую роль на рынке Западной Европы. А на нынешней выставке в полный голос заявила о себе голландская группа VDL. Прежде всего, этой группе теперь принадлежит бывшее автобусное отделение DAF Bus, выпускающее различные шасси. (Да-да, автобусной марки DAF больше не существует!)

Во-вторых, группа только что купила ателье Bova, известное своими лайнерами Futura и Magiq. Прибавьте сюда другие местные автобусные ателье — Jonckheere, Berkhof, Kusters...

Похоже, голландцы уже становятся законодателями мод в Европе: именно группа VDL создала новейшую «гармошку» Phileas, о которой пойдет речь!

ДЫХАНИЕ БУДУЩЕГО

Кабина, напоминающая капсулу космического корабля. Ксеноновые глазки-фары. Невероятно длинный, 24-метровый, кузов из трех (!) секций-«гармошек» на четырех осях. Что это? Автобус? Супертроллейбус? Безрельсовая электричка?

Знакомьтесь: автобус будущего Phileas. Если произносить по-русски — «Филеас». Назван по имени Филеаса Фогга, главного героя произведения Жюля Верна «Вокруг света за 80 дней». Как известно, Фогг выиграл пари, выполнив свое обещание точно в срок, и, по замыслу создателей, чудо-автобус должен обладать главными качествами Фогга — пунктуальностью и высокой скоростью.

Думаете, это — макет, не умеющий ездить? Дудки! Если обойти Phileas сзади, хорошо видно, что в его моторном отсеке стоит вполне реальный силовой агрегат (какой — расскажем чуть позже).

Вы не поверите, но именно такие аппараты в апреле 2004 года начнут курсировать по голландскому городу Эйндховен — от аэропорта до центра. Чуть позже, летом, откроется еще одна линия, от Эйндховена до пригорода Вельдховен. Чудеса, да и только!

Для начала — о самом автобусе (да автобус ли это вообще?!). Он будет существовать в двух версиях — 18-метровой и 24-метровой, с максимальной вместимостью, соответственно, 152 и 205 человек.

Привод — гибридный: 220-сильный двигатель Ford V10, работающий на сжиженном газе, вращает генератор — а тот вырабатывает ток для мотор-колес (электродвигатели встроены во все колеса, кроме передних).

Поскольку все без исключения колеса сделаны управляемыми, Phileas подруливает к остановке боком, словно краб, а его радиус поворота не превышает 12 м.

Перевели дух? Продолжаем: на машине стоит самый настоящий автопилот. Водитель может включить его — и пойти проверять билетики... Дело в том, что Phileas будет двигаться по строго отведенной полосе с магнитными «маркерами», встроенными в покрытие через каждые 4—5 м. Предусмотрены три режима управления: ручной, «полуавтомат» (водитель отвечает лишь за разгон и торможение) и «автопилот» (машина едет безо всякого участия водителя). Двигаясь в автоматическом режиме, Phileas не сможет промахнуться мимо остановки больше, чем на 50 см.

Итак, система, названная APTS (Advanced Public Transport Systems), вступит в строй следующей весной. По 15-километровому маршруту будут ходить двенадцать Филеасов: одиннадцать 18-метровых и два 24-метровых. Неизвестно только одно: в какую сумму обойдется уникальный проект?

САМЫЙ НОВЫЙ MERCEDES

Гром фанфар — и с новейшей модели Mercedes-Benz падает покрывало. Ба, да этот автобус очень похож на лайнер Travego в уменьшенном масштабе! Так и есть: перед нами — 9-метровый Mercedes Tourino, ничуть не уступающий «старшему брату» Travego по уровню комфорта и оснащения.

«Забудьте все, что вы знали о туристических миди-автобусах», — гордо заявляет Mercedes в рекламных проспектах. Действительно, до сих пор машины такого класса строились преимущественно на «грузовых» шасси, с двигателем, расположенным спереди.

А у Tourino, как у любого уважающего себя лайнера, — несущий кузов, силовой агрегат в «корме» (это 245-сильный OM906LA, соединенный с 6-ступенчатой механической КПП) и независимая передняя подвеска. Тормоза оснащены «электронной педалью» EBS, в серийное оснащение входит ретардер.

Качество исполнения — без всяких комментариев: сделано в Германии. В салоне, рассчитанном на 30—34 пассажира (в зависимости от класса комфорта), предусмотрено буквально все, что может скрасить дальнюю дорогу, — от кондиционера и плоских видеоэкранов до кухни и туалета. Объем багажников — 4,4 кубометра.

Что касается других автобусных новинок фирмы, то мода на трехосные 13-метровые автобусы не обошла стороной и Mercedes: на выставке дебютировали туристический Travego M (его длина — 12,82 м ) и пригородный Citaro MU (13,01 м).

SETRA КЛАССА «КОМФОРТ»

Есть новая модель и у второго «участника» группы Evobus — компании Setra. Точнее, не новая, а очень серьезно обновленная...

Когда два года назад на свет появилась роскошная Setra 400 TopClass, покупатели туристических машин Setra оказались в затруднительном положении. Дело в том, что TopClass очень дорог и «нашпигован» массой сложнейшего оборудования (вроде кондиционера, встроенного в кузов). В результате тем, кому была нужна более дешевая туристическая Setra, приходилось покупать автобус уже устаревшего, «трехсотого» семейства.

И вот теперь «трехсотое» семейство превратилось в серию ComfortClass: она, как и задумывалось, проще и дешевле «топ-класса». Я не покривлю душой, если скажу, что это — один из самых удачных примеров рестайлинга в «автобусной» промышленности!

Чтобы модель выглядела так же модно, как и TopClass, дизайнерам пришлось пойти на хитрости. Взгляните на линию борта, которая по дуге спускается к передку: если в салоне «топ-класса» действительно стоят стекла с полукруглой нижней кромкой, то здесь это — всего лишь иллюзия, возникающая благодаря грамотной окраске.

Конечно, одним рестайлингом дело не обошлось: габариты, и те слегка изменились (если сравнивать одинаковые исполнения, автобус стал на 5 см шире и на 20 см длиннее). Двигатель, как и прежде, мерседесовский, мощностью от 300 до 422 л.с.; коробка передач — с «джойстиком», как и у «топ-класса». Кроме того, сюда, как и на более дорогие машины (Mercedes Travego, Setra TopClass), серийно устанавливается электронная программа стабилизации ESP.

АПОФЕОЗ ДИЗАЙНА

Впрочем, куда немецким дизайнерам до своих испанских коллег: вот где «стиль в чистом виде»! Наглядный пример — стремительный Caetano Winner на мерседесовских агрегатах (снимок вверху страницы). Мало того, что на его носу дизайнеры разместили подобие «радиаторной решетки» (сам двигатель, как ему и положено, располагается сзади, в корме), так еще и линия окон на обоих бортах несимметрична! Слева — плавный переход поясной линии в облицовку передка, а справа на том же месте — здоровенная застекленная дверь. Конечно, о красоте такой машины можно поспорить, но ни с одним другим автобусом Caetano не спутаешь!

В похожем духе выполнены и другие «испанцы» — в том числе менее крупные. Вот — Cimo, продукт новой фабрики UNVI (Unidad de Vehiculos Industriales). Под авангардными формами — прозаическое шасси грузовика Mercedes Atego. И уж совсем фантастически, словно диковинные приплюснутые рыбы, выглядят автобусики ателье Indcar, расположенного под Барселоной. А шасси — опять же «грузовое» (либо Mercedes, либо IVECO).

Соседи-португальцы не отстают: глядя на стильный Marcopolo Senior, ни за что не догадаешься, что основой для него послужил фургон IVECO Daily! Да и цена не «фургонная»: полностью «упакованный» Senior с кондиционером, тонированными стеклами и т.д. стоит 95000 евро.

ПОД ЗНАКОМ ДЕЛЬФИНА

С дизайном по-испански мы разобрались: ярко, стремительно, эффектно. Хотите обратный пример? Пожалуйста: взгляните на новый туристический Evadys, созданный автобусным объединением Irisbus (которому, как известно, принадлежат марки IVECO и Renault). Его дизайн получился тяжеловесно-безликим: Evadys похож на застекленный шкаф ужасающих размеров...

А поскольку теперь на носу всех ирисбусовских автобусов стоит единая эмблема, серебристый дельфинчик, нет никакой возможности определить, какая именно фирма разрабатывала эту модель!

БЕЗОПАСНО И С МУЗЫКОЙ

Так можно охарактеризовать нынешнюю экспозицию компании Volvo Bus в Кортрийке. Хотя новых моделей здесь не было, фирма показала несколько интересных инноваций.

Первое — автоматизированная коробка передач I-Shift с «джойстиком», которая теперь может устанавливаться на туристические лайнеры. Удобно, а главное — безопасно: когда передачи переключает электроника, водитель может полностью сконцентрироваться на дорожной обстановке.

Есть «безопасные» новости и для самих туристов: все кресла лайнеров Volvo оснащаются трехточечными ремнями, в кармашки впереди стоящих кресел вкладываются инструкции о поведении в чрезвычайных ситуациях (примерно такие же, как в самолетах), а перед «полетом» еще и демонстрируется специальный видеофильм.

Так что — не курить, пристегнуть ремни! И — слушайте музыку, поскольку шведы впервые разработали для автобусов «концертную» аудиосистему класса hi-fi.

В салоне лайнера, оснащенного такой системой, я почувствовал себя словно в концертном зале... А что, если «выкрутить» басы до отказа? Мамочка, вот это децибелы! Оказалось, в придачу к обычным динамикам, под сиденьями в «голове» и «хвосте» автобуса стоят еще и мощные сабвуферы.

Помимо звука, есть и «картинка», поскольку в комплект входят CD/DVD-плейер, плоские мониторы и даже «электронный гид», передающий записанные программы сразу на нескольких языках. «Вы откуда? Из Англии? Переключите наушники на первый канал. А вы — итальяно? Синьор, ваш канал — пятый». Разработчики системы не забыли даже про наших туристов: последний, восьмой канал — русский!

NEOMAN

Пару лет назад, когда MAN купил известную фирму Neoplan, на «автобусном небосклоне» зажглась новая звезда — NEOMAN. Мановцы довольно долго изучали обстановку, не предпринимая радикальных шагов, но сейчас решили «затянуть пояс потуже» и таким образом сократить убытки. Первым делом на заводе автобусов MAN в Германии было проведено сокращение: уволено 700 рабочих. Дела на заводе Neoplan еще хуже: по нашим данным, до 2005 года половина сотрудников должна покинуть предприятие.

При этом в перспективе большинство автобусов Neoplan будет переведено на «мановскую» базу, и наглядный пример такой политики — новый Neoplan Topurliner. Это — не что иное, как MAN Lion's Coach турецкого производства, только с несколько измененной обшивкой кузова и другими эмблемами.

Вот она, тотальная глобализация: даже Neoplan, который считался «Роллс-Ройсом среди автобусов», теперь потерял самостоятельность и собирается в Турции...

ВЕНГЕРСКИЕ АМЕРИКАНЦЫ

Как мы уже упоминали, венгерский завод Ikarus, где выпускались отлично известные нам автобусы, — увы и еще раз увы! — прекратил свое существование.

Тем временем в Венгрии (свято место пусто не бывает!) появился совершенно новый производитель автобусов — NABI, North American Bus Indusrties, «североамериканское производство автобусов». Как так: североамериканское — и вдруг в Венгрии? Оказывается, хитрые бизнесмены из США разместили свои акции на бирже Будапешта и основали там же свою штаб-квартиру (интересно, зачем? Неужели скрываются от уплаты налогов?).

На выставку фирма привезла городской Compobus американского производства, здоровенный кузов которого целиком выполнен из стеклопластика.

А поскольку «венгро-американцы» недавно купили английскую фирму Optare, в их гамме есть еще и короткие машины — это 9-метровый Optare Solo, передние колеса которого разнесены по углам кузова, и 7-метровый Optare Alero, похожий на здоровенный минивэн.

TEMSA НЕ С БЕРЕГОВ ТЕМЗЫ

В Европе марка Temsa практически неизвестна — а между тем у себя на родине, в Турции, эта фирма выпускает около 3000 автобусов разного калибра в год и вдобавок занимается сборкой грузовичков Mitsubishi Canter (до 13000 единиц ежегодно).

Вначале автобусы Temsa тоже были всего лишь лицензионной копией автобусов Mitsubishi, но затем турки решили наладить выпуск собственных моделей, причем взялись сразу за наиболее сложный и технологичный продукт — туристические автобусы.

На нынешней выставке дебютировали два «драгоценных камня», Temsa Opal и Diamond (соответственно, «опал» и «бриллиант»). Обе машины построены на агрегатах MAN и ZF; Opal — короткая, 7,5-метровая, машина, а Diamond — наоборот, длинный, 14-метровый.

Сейчас Temsa всеми силами старается отвоевать часть европейского рынка автобусов — и средств для этого не жалеет. Достаточно сказать, что турки переманили к себе одного из бывших боссов фирмы Neoplan, Боба Ли (под его руководством разрабатывался дизайн новых моделей) и Вима Ван Хула из бельгийского «автобусного» семейства Van Hool (он возглавляет европейское представительство фирмы).

Кстати, Temsa приезжала и в Москву: на прошедшем автосалоне одиноко стоял туристический автобус модели Safari. Но желающих купить его не нашлось: продукция-то не сертифицирована!

МИНИ-«ГАРМОШКА»

Этого автобуса пока не было на выставке — но не исключено, что через год уже появится опытный экземпляр.

Речь идет о «гармошке» на базе... фургона IVECO Daily! Ее задумала построить голландская фирма BUSiness — специалист по небольшим автобусикам. За основу планируется взять Daily с высокой крышей: его ателье превратит в микроавтобус, а сзади присоединит низкопольный пассажирский прицеп. Сам узел сочленения предполагается позаимствовать у узкоколейного трамвая: стандартная автобусная «гармошка» с поворотным кругом сюда просто не поместится. Длина «мини-сочлененного» автобуса — 14 м, вместимость — 40 сидящих и 15 стоящих пассажиров. Вот только цена... Сто семьдесят тысяч евро!

НА «ГРУЗОВОМ» ШАССИ

Кстати, в идее постройки «гармошки» на базе фургона нет ничего необычного: в последнее время все больше европейских автобусов среднего класса базируется на «грузовых» шасси. Получаются этакие «пазики по-европейски» — разумеется, с совершенно иным дизайном и совершенно иной ценой.

О таких машинах из Испании и Португалии мы уже упоминали — а вот, к примеру, Sundancer голландской фабрики Omnibus Trading. Шасси — Mercedes Atego. Цена — ого, 149500 евро! Не многовато ли за машину на рессорной подвеске и с двигателем, расположенным, как у ЛиАЗа-677, спереди?

Впрочем, это еще цветочки. Взгляните на новинку из Франции — автобус Troulliet! В свое время это французское ателье без особого успеха рекламировало у нас свои инкассаторские броневики — угловатые и неуклюжие, словно сейфы. И вот теперь в Кортрийке появился школьный Troulliet — такой же угловатый и неуклюжий. Прямоугольные окна, простецкий салон с неудобной лестницей при входе, «грузовые» органы управления, большой тоннель двигателя...

«Это — очень дешевый автобус!— начали расхваливать свою новинку французы, когда я обратился к ним за разъяснениями. — Он стоит всего 130 тысяч евро: может быть, ваша страна заинтересуется им?»

Я не стал их расстраивать сообщением о том, что у нас за ту же сумму можно купить роскошный 15-метровый туристический Волжанин на шасси Scania...

***

Что сказать в заключение? С каждым годом европейские автобусы становятся эффектнее, безопаснее, экологичнее. Но к нам они, за редким исключением, не попадают: очень дорого, да и таможенные пошлины зверские.

Так что Европа — Европой, а нашей автобусной промышленности придется идти своим путем, поглядывая при этом на Запад: там и материалы лучше, и комплектующие качественнее, и интересные образцы дизайна встречаются. Такой вот мир автобусов...

 

   

Шасси Raba, двигатель Mercedes: хоть и Ikarus, да не тот...

ПРОЩАЙ, IKARUS!

Если бы в автобусных парках бывшего Советского Союза можно было объявить минуту молчания, я бы сделал это. Прощай, знакомый Ikarus — и прощай навсегда!

Автобусы, которые за долгие годы стали нашим транспортникам родными, больше не будут выпускаться. Завод Ikarus в Секешфехерваре закрыт. Все его работники уволены.

«Рационализация производства», — разводят руками представители европейского объединения Irisbus, которому в последние годы принадлежал Ikarus. Научное слово «рационализация» переводится просто: завод стал не нужен новым хозяевам, итальянцам. Машины, которые выпускались здесь, — с не слишком современной конструкцией и устаревшими двигателями Raba-MAN, — совершенно не интересовали Западную Европу.

К тому же за последние годы спрос на Икарусы резко сократился: если в социалистические времена завод выпускал больше 13 тысяч машин в год (причем 85% от этого количества уходило в СССР), то за 2002 год Ikarus построил всего 274 автобуса. И вот — результат.

Надо заметить, что в Венгрии осталась еще одна фирма с похожим именем, Ikarus Special Coach из Будапешта. Здесь строят около 130 машин в год — в основном для Западной Европы, на «чужих» шасси (Raba, Scania и т.д.) и с собственным дизайном.

Судя по тому, что в Кортрийке демонстрировались две такие машины (причем одна стояла на объединенном стенде Irisbus), итальянцы решили оставить будапештскую фирму «в живых». Ее представители общались с прессой весьма неохотно: «Почему вы спрашиваете нас о причинах, по которым закрылся завод Ikarus? Мы не имеем к этому никакого отношения...»

Кстати, недавно Ikarus Special Coach поставил в Ригу 58 восьмиметровых автобусов E91 (таких, как на фотографии) — на шасси Raba с двигателем Mercedes; вскоре латыши получат еще 40 автобусиков.

   
 

О БЕЗОПАСНОСТИ...

Нынешняя «тема номер один» среди производителей туристических автобусов — безопасность.

Так, DaimlerChrysler на выставке первым объявил о начале серийной установки электронной программы стабилизации ESP (она помогает водителю «удержать» машину в критической ситуации) на модели Mercedes Travego и Setra TopClass/ComfortClass.

Компания Volvo, в свою очередь, начала оборудовать все пассажирские сиденья трехточечными ремнями.

А приз «За лучшую безопасность» в Кортрийке получили лайнеры Volvo Jonckheere и Van Hool. Оба экземпляра были оборудованы системой, которая предупреждает водителя о сокращении дистанции до впереди идущей машины — и, если тот не реагирует, самостоятельно притормаживает автобус. Кроме того, здесь есть радары по обоим бортам и даже «черный ящик», записывающий показания датчиков. Чем, скажите, не авиалайнер?

   
 

...И ГАБАРИТАХ

Как известно, до сих пор одиночные автобусы были либо двухосными, 12-метровыми, либо трехосными, 15-метровыми. А сейчас появился еще один, «промежуточный» вариант — тоже трехосный, но 13-метровый.

Дело в том, что туристы так перегружают своими чемоданами обычные двухосные автобусы, что те еле укладываются в разрешенную полную массу (18 т).

Поэтому промышленность пошла на компромисс: 13-метровый автобус не намного длиннее 12-метрового — но благодаря добавлению третьей оси разрешенная полная масса увеличивается на 6 т.

   

ПОЕДЕМ НА ПРОЗРАЧНОЙ ГАРМОШКЕ!

На маршруты германского города Пфорцхайм вышел первый сочлененный автобус MAN с прозрачной «гармошкой», соединяющей переднюю и заднюю части автобуса. «В середине автобусов-«гармошек» всегда темно, а наша конструкция не только прибавляет света, но и делает поездку более радостной», — утверждают разработчики из компании ContiTech. Новый материал не боится воды, ультрафиолетовых лучей, соли, бензина, ударов камней и работоспособен в диапазоне температур от —20 до +120 С.

По материалам сайта www.autoreview.ru

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Фестивали

Проезд в Затоку

Бронирование билетов по маршруту Минск-Одесса-Затока-Минск.

Подробнее...

Проезд в Крым

40 б.р.+100 у.е.

Автобус едет по территории России, Минск-Гомель-Краснодар-(паромная переправа порт Крым-порт Кавказ) Автобус с 10 июня каждые десять дней, комфортабельный автобус с кондиционером, видео, бесплатно кофе чай в пути, опытные руководители.

Подробнее...

ИП Дулуб Д.Я.

Юридические услуги

yanovich

+375 29 6222-771

Подробнее...

Голосование

Ваш лучший отдых?
 

Голосование автобусы

Какие автобусы Вам больше нравятся.....
 


Сейчас на сайте

Сейчас 2686 гостей онлайн

Рассылки компании

Задать вопрос
Яндекс.Метрика
Suomi