«Икке бин берлинер» (на берлинском жаргоне — «я берлинец»): огромный двухэтажный MAN Lion’s City DD прибыл на выставку из столицы Германии. На его нижнем этаже помещаются 100 пассажиров, на верхнем — 28 (стоять здесь нельзя, да и потолок низкий). Между прочим, габаритная высота автобуса — четыре метра шесть сантиметров…
Берлинские власти закупили уже 400 таких гигантов стоимостью 400 тысяч евро каждый. Этот экземпляр сняли прямо с линии: в салоне даже есть любопытный «лист уборки», где ежедневно расписываются уборщики! Но кому такой гигант может понадобиться в нашей стране — ума не приложим. Говорят, одно время мэр Москвы Лужков хотел было пустить «двухэтажники» по МКАДу, но идея оказалась утопической.

Среди российских экспонатов выделялся пузатый лайнер Волжанин Дельфин с мерседесовским двигателем и агрегатами ZF. Его завод собирается показать осенью на выставке в Ганновере, но пока это не больше чем проба пера, и интерьер еще «сырой».
НефАЗ с обновленной кабиной Управление КПП зачем-то повернуто на 90° Подрулевой рычажок заходит за баранку! Новое рабочее место НефАЗа: замысел отличный, но исполнение далеко от европейского
МАЗ решил провести внешний рестайлинг своего популярного автобуса 103 (уже выпущено около трех тысяч таких машин). Правда, такой МАЗ стал похож то ли на «китайца», то ли на ЛАЗ…

А вот НефАЗ полностью обновил рабочее место водителя с помощью челнинской фирмы Кора. Приборная панель теперь регулируется вместе с рулевым колесом, как у немецкого аналога VDO Siemens, за водителем — удобные полочка и запирающийся карман для денег и билетов. Совсем другое дело!
Но неужели невозможно достичь более высокого качества пластика? «При таком объеме производства — увы, нет, — разводят руками разработчики. — Вот если бы нашим рабочим местом заинтересовались другие заводы…»
И еще. Кнопки, увы, остались унифицированными, «советского образца». Ход левого подрулевого рычажка (он камазовский) настолько велик, что его можно завести за баранку. И горизонтально расположенные кнопки автоматической КПП (с обозначениями, повернутыми на 90 градусов!) — решение весьма странное.
А самым удивительным автобусом выставки оказался Олимп, созданный троллейбусным заводом Транс-Альфа в Вологде и показанный на стенде КАМАЗа, — поскольку шасси здесь камазовское, с китайским двигателем Cummins.Олимп (по нашей информации, в действительности его строили на соседнем заводе Молмаш) считается полунизкопольным, однако «полунизкопольность» здесь относительная: задний ряд сидений поднят на полтора метра от земли! Но главное — ужасное качество. Интерьер топорный, везде огромные зазоры, передний ряд сидений расположен так, что грязная дверь будет бить пассажиров по ногам. При этом машина дороже, чем серийный и очень аккуратный НефАЗ: за нее просят 2,5 млн рублей!
График уборки: с таким мы еще не встречались! Винтовые лестницы есть и спереди, и в «корме» MAN Lion’s City DD прибыл к нам прямо с берлинского маршрута
То, что сапоги (то есть автобусы) должен тачать сапожник, — и так понятно. Но что происходит с КАМАЗом? Почему завод-гигант начал рекламировать чужую продукцию сомнительного качества?
…и очень дорогая «вахтовка» Новинки Белкоммунмаша, низкопольный Сябр… Минский «троллейбус будущего» Витовт кочует по выставкам. Покупателей пока нет
Удивил и минский производитель троллейбусов Белкоммунмаш. Помимо единственной в своем роде машины, дизайн которой скопирован с голландского VDL (см. АР №19, 2007; теперь она называется Витовт — по имени литовского князя), и низкопольного троллейбуса Сябр (по-белорусски «друг»), минчане привезли северную «вахтовку» на шасси вездехода МАЗ. Но знаете, сколько просят за нее? 100 тысяч долларов!
Лестница на Олимп просто гигантская Дверь будет бить пассажиров по ногам Олимп сделан на троллейбусном заводе в Вологде. «Коль сапоги начнет тачать пирожник…»
Напоследок — строчки из старой песни Бориса Гребенщикова: «Потому что другие здесь не вдохновляют ни на жизнь, ни на смерть, ни на несколько строк. И один с изумлением смотрит на Запад, а другой с восторгом глядит на Восток. И каждый уже десять лет учит роли, о которых лет десять как стоит забыть…»
И еще оттуда же. «И друзья меня спросят: «О ком эта песня?» Я отвечу загадочно: «Ах, если б я знал это сам…»
