Почти три года назад мы рассказывали об очередном обновлении лайнера Mercedes-Benz Tourismo (см. АР №13—14, 2005). Статья называлась «Третья весна»: первое поколение машин появилось в 1994 году, второе — в 1999-м. И вот — очередное приглашение в Германию для знакомства с Tourismo. Неужели снова рестайлинг?
Таким был прежний Tourismo По европейской классификации у Tourismo три звезды из пяти возможных
Еще три года назад было видно, что многочисленные модернизации не сумели решить возрастных проблем Tourismo. Мало того что в его облике сквозило отставание от моды, так еще и рабочее место водителя за годы не претерпело серьезных изменений. Из пола торчала длиннющая «кочерга» КПП, панель приборов просилась в музей, а за «ручником» приходилось нырять чуть ли не под сиденье. Я впервые столкнулся со столь неудачным расположением «ручника» на европейской машине!
Кроме того, в угоду моде дизайнеры умудрились существенно ограничить боковой обзор передним пассажирам. Скошенные широченные стойки кузова создавали образ летящей стрелы и смотрелись очень эффектно, особенно в движении. Но туристы на передних сиденьях были лишены нормального обзора и могли лишь выглядывать из-за «наконечника стрелы»!
Однако когда я увидел нынешний Tourismo, то не поверил своим глазам. Куда подевалась «стрела»? Неужто ради нескольких пассажиров кузов подвергли дорогостоящим изменениям? Но оказалось, что это не все: заметно улучшилось рабочее место водителя. Появились другая передняя панель и комбинация приборов, на смену «кочерге» пришел удобный «джойстик»… Даже «ручник» переехал на правильное место.
Похоже, изменилась вся конструкция! Вот только где я все это уже видел? И трехосная компоновка подозрительно знакома: раньше Tourismo выпускался только с двумя осями и фиксированной длиной кузова. (Что, впрочем, не помешало продавцам реализовать более 12 тысяч автобусов по всему миру.)
Открываю рекламный проспект: «Передняя часть стала на 140 мм длиннее. Tourismo на 50 мм шире своего предшественника… Предлагаются три варианта длины — 12,14 м, 12,96 м и 13,99 м».
Так вот оно что! Новый Tourismo cоздан на базе флагманской модели Travego, которую я недавно испытывал на Дмитровском полигоне! У той — те же габариты, такая же модельная линейка, даже мордочки похожи (разве что фары разные). И страна-производитель у них одна — Турция.
Водительское место — почти такое же, как у более дорогого Travego Направляющая шторки мешает обзору
Разумеется, наличие трехосных версий существенно расширило выбор, а полная масса теперь может равняться не только 18 тоннам, как раньше, но и 24 тоннам. А это — и места в салоне, и дополнительный багаж. Клондайк для туроператоров!
Так в чем разница между нынешними Travego и Tourismo? В кузове? Нет, различия здесь — лишь за счет дизайнерских приемов. Например, панели над арками задних колес у Travego скошены, а у Tourismo они полукруглые. В передней части Travego есть линия, которая визуально делит кузов на пассажирскую и водительскую части (как бы подчеркивая аристократизм сидящих в салоне), а Tourismo выглядит более демократично… Вот, пожалуй, и все внешние различия!
Может быть, агрегаты разные? Тоже нет: подвеска, рулевое управление, мосты и трансмиссия у лайнеров одинаковые. (Рулевой механизм и ведущий мост от Travego были заимствованы еще при второй модернизации Tourismo.)
Разве что на Tourismo не будут устанавливать самый мощный в гамме V-образный 476-сильный мотор: он доступен только покупателям Travego. Кроме того, Tourismo лишили «умного» круиз-контроля, следящего за дистанцией, и «антисонного» радара, который предупреждает о пересечении разметки. Но испытания Travego показали, что в наших условиях от всей этой электроники толку мало. Так что потеря невелика.
Зато все остальные «примочки», включая систему стабилизации ESP, автоматическое ограничение скорости на спуске и Bremsassistant, «дожимающий» педаль при резком торможении, доступны и здесь.
А вот в оснащении салона — полная дискриминация. Если заказчики Travego могут фантазировать и «загибать пальцы», выбирая умопомрачительные комплектации, то у покупателей Tourismo выбор куда меньше. Потолок — только серый, блоки индивидуального освещения — от микроавтобуса Sprinter… А чтобы подчеркнуть «утилитарное назначение», вдоль левых багажных полок тянется поручень, обязательный в Германии для маршрутных автобусов.
По европейской классификации (она зависит от расстояния между сиденьями и комплектации) у Tourismo — три звезды из пяти максимально возможных.
Модель, с которой я знакомился, носит литеру М. Она не самая длинная (12,96 м), но уже о трех осях. Двигатель Euro 4, увы, оборудован «мочевинной» системой нейтрализации: ох, получат наши перевозчики головную боль! Где взять мочевину? Если же ее не заливать, электроника снизит мощность двигателя…
Как вам такая расцветка? Горчица с кровью… …можно включать и с водительского места Теперь индивидуальное освещение у пассажиров…
На борту — холодильник и мини-кухня, из развлечений — DVD-проигрыватель и два жидкокристаллических монитора. Объем багажников в идеале — 9,6 м³, но туалет и спальный блок для второго водителя неизбежно съедят добрых два кубометра.
В салоне 53 кресла, не шикарных, но вполне удобных: есть откидной столик с подстаканником, сеточка для бумаг, ручка (чтобы держаться, когда встаешь). Предусмотрены даже подставочка для ног и рычажок, нажав который, крайний пассажир может «отъехать» в проход, чтобы не толкаться плечами с соседом.
Но почему здесь такая расцветка сидений? Аляповатая, цвета венозной крови да еще с поперечными полосками. Довершает картину вставка горчичного цвета там, где затылок пассажира прикасается к спинке… Хорошо хоть, возможны другие варианты обивки!
Высокая посадка водителя и здоровенная тормозная педаль достались в наследство от предшественника: это, так сказать, «классика жанра». Но по сравнению с тем, что было, — небо и земля! Во-первых, стало удобнее переключать передачи. Во-вторых, улучшилась обзорность через зеркала заднего вида. Приборная панель теперь более информативна. И «ручник», «ручник»! На прежней машине я предпочитал держать ногу на педали тормоза, лишь бы не нагибаться к нему… Теперь — другое дело.
Правда, есть один момент, в котором новый Tourismo оказался хуже старого: передняя панель слишком близко придвинута к водителю, и правая нога контактирует с пластиком. Зато в остальном к эргономике не придерешься: за сиденьем водителя есть даже место для сумки и личных вещей.
В движении Tourismo ведет себя очень похоже на Travego, разве что динамика разгона не столь впечатляет за счет менее мощного двигателя. Плавность хода хороша, рабочие тормоза эффективны, а тормозить ретардером настолько удобно, что педалью я почти не пользовался… Чуть меньше впечатлило рулевое управление — по причине «ватности» в околонулевой зоне. Но это не мешает автобусу идти как по рельсам: можно даже руль не держать.
Не очень понравились лишь подрагивающие на ходу зеркала и ощутимые стуки при переезде дорожных стыков. Кроме того, у «джойстика» шестиступенчатой коробки довольно большие хода. Правда, когда вспоминаешь прежний рычаг, на это уже не обращаешь внимания.
Канистры с мочевиной мы возили с собой Запаска прячется за откидной панелью Объем «сквозного» багажного отсека — 8,6 м³. Чемоданов влезет много! А вот и сам нейтрализатор с глушителем Туалет съедает кубометр полезного объема
Удивила и конструкция солнцезащитных шторок. Когда смотришь в левое зеркало, направляющая шторки так и маячит перед глазами! У Travego такого не припомню… Хорошо хоть шторки опускаются электроприводом, а не вручную.
И еще. На этот раз поездка началась совершенно в другом месте, нежели три года назад. Но каково же было удивление, когда после двух дней, проведенных «на колесах», навигационная система привела меня на ту же стоянку, откуда мы стартовали в прошлый раз! Круг? Скорее, один из витков спирали длиной в автобусную жизнь!
Что же принесла четвертая весна? Хотя Travego и новый Tourismo — практически один и тот же автобус (только в разных комплектациях), первый остается флагманом и «индивидуалистом», а второй предназначен для тех, кому нужен «настоящий Mercedes», но без VIP-кресел и наворотов. Что подтверждает цена: новый Travego cтоит у нас около 400 тысяч евро, а Tourismo — около 300 тысяч евро. И тех, и других в прошлом году было поставлено в Россию примерно поровну: семь Travego, десять Tourismo…

«Аутомузеум»
Недалеко от Мангейма в городке Ладенбурге есть музей Карла Бенца. Конечно, по своим размерам он далек от музея Mercedes-Benz в Штутгарте… Зато находится там, где последние годы жил и работал знаменитый немец.
Сюда Бенц переехал с семьей в 1905 году, перевел часть производства из Мангейма, здесь и прожил до конца своей жизни (1929 г.). Первоначально на заводе в Ладенбурге выпускались автомобили, а затем предприятие «К. Бенц и сыновья» занялось изготовлением деталей. Между прочим, детали для мерседесовских грузовиков здесь производились вплоть до 2004 года!

Но музей на этом месте, как ни странно, организовали вовсе не Mercedes и не городские власти, а частный коллекционер и реставратор Винфрид Зайдель.
Здесь можно увидеть действующие реплики первых автомобилей Бенца и восстановленный интерьер слесарной мастерской тех лет, старинные автомобили, мотоциклы и даже велосипеды. А на стене висит громадная копия патента, который был выдан Бенцу и положил юридическое начало массовому автомобильному производству.
…рядами стоят старинные экипажи В «Аутомузеуме доктора Карла Бенца»…
Адрес музея в интернете — www. automuseum-ladenburg.de (к сожалению, сайт только на немецком языке).
На заводе Бенца
Город Мангейм, в окрестностях которого я знакомился с новым Tourismo, — место историческое. Именно здесь начиналась автомобильная история, связанная с именем Карла Бенца. Когда Бенц построил первый автомобиль, помнят многие — в 1886 году. А вот где и когда появился первый в мире бензиновый автобус? Оказывается, это было в 1895 году все в том же Мангейме!
Завод до сих пор находится на своем историческом месте: еще в 1900 году Бенц выкупил территорию. Сейчас здесь делают городские автобусы Citaro (по 2600 машин в год, чуть меньше, чем наш ЛиАЗ), а также кузова для лайнеров Mercedes и Setra (6000 в год).
Конечно, завод (его площадь — 836000 м²) давно оказался в тисках плотной городской застройки и уже не может расти вширь. Тем не менее помимо автобусного производства тут же находится «литейка», дающая более 100 тысяч тонн продукции в год (в том числе головки и блоки двигателей), а также и сам моторный завод, выпускающий 410 тысяч тяжелых двигателей в год.
Всего здесь работает около девяти тысяч человек, средняя зарплата рабочих — 2500 евро в месяц. А если спросить их, где они трудятся, скорее всего, последует гордый ответ: «На заводе Бенца!»
Mercedes-Benz Tourismo M (паспортные данные) | |
Число мест | 53 (+1 для гида) |
Объем багажных отсеков, м³ | 8,6 (без туалета — 9,6) |
Длина/ширина/высота, мм | 12960/2550/3620 |
Снаряженная масса, кг | 15300 |
Полная масса, кг | 24000 |
Двигатель | OM457LA, Euro 4 |
Число и расположение цилиндров | 6, в ряд |
Максимальная мощность, л.с. | 428 |
Коробка передач | механическая, 6-ступенчатая |
Тормоза | дисковые, с АБС и EBS |
Максимальная скорость, км/ч | 133,3* |
* Без ограничителя |