В конце прошлого года маленький бельгийский городок Кортрийк вновь ненадолго очнулся от спячки: здесь прошла очередная международная выставка Busworld, «Мир автобусов». Правда, революционных новшеств на ней не было — европейский автобусный рынок, как и сам Кортрийк, находится в состоянии полного покоя…

В Западной Европе уже давно не наблюдается бурного роста продаж коммерческого транспорта. Даже наоборот: за 2006 год рынок автобусов уменьшился на 0,7%. При этом продажи больших городских автобусов упали на целых 10%, зато рынок микроавтобусов, наоборот, вырос на 11%. В целом же за 2006 год в Европе продано всего-то 23618 автобусов всех марок и классов! Так что спокойствие, царившее на выставке, неудивительно. Те же фирмы, что два года назад, те же модели, те же стенды… Однако было и кое-что новое — например, производители из СНГ.
СООТЕЧЕСТВЕННИКИ
Стенды автобусных компаний из бывшего Советского Союза размещались далеко не в главных залах, да и выглядели скромно… Однако само их появление говорит о том, что наш автобуспром понемногу оживает.
Правда, российскую державу представлял вовсе не мощный куст Русских автобусов, принадлежащих группе ГАЗ, а агрессивный одиночка Волжанин. Вернее, Volgabus — таково торговое название, выбранное для Европы. Для его продвижения создана одноименная фирма в Германии, и два городских автобуса уже проходят опытную эксплуатацию в Дрездене и Гамбурге.
…а вот качество исполнения — местами оставляет желать лучшего Рабочее место водителя выглядит достойно Салон МАЗов вполне европейский… МАЗы в Бельгии: следующая остановка — метро Динамо?
В Бельгию волжане (или волгабусовцы?) привезли последний образец, о котором мы рассказывали в АР №16, 2007, — трехосный низкопольный City-Rhytm длиной 14,7 метра. Он рассчитан на 123 пассажира, двигатель — 280-сильный Deutz, коробка передач и портальные мосты — ZF. Рабочее место водителя и приборы разработаны компанией Siemens, а алюминиевые панели кузова поставляет швейцарская фирма Hess.
Кстати, на наш вопрос о сервисе в Европе представители ответили, что планируют воспользоваться как раз сетью Hess. Но откуда у маленького кузовного ателье развитой сервис — тем более что алюминий не ржавеет?
Круглолобый лайнер Magelys — новинка объединения Irisbus На выставку прибыл даже ЛАЗ. Правда, его перспективы в Европе весьма туманны
Впервые прибыл в Кортрийк МАЗ сразу с двумя машинами последнего поколения, которые уже выставлялись в Москве: это средний МАЗ-206 и большой МАЗ-203. В моторных отсеках — двигатели Mercedes Euro 4, коробки передач — ZF (у «младшей» машины — «ручная», у «старшей» — автоматическая). Заводчане гордятся, что поставка этих моделей на экспорт уже перевалила за сотню единиц, — правда, в основном в Восточную Европу (Сербия, Румыния). В Германию, как и у Волжанина, проданы лишь две машины. Цены на МАЗ-206 начинаются с 70 тысяч евро, на МАЗ-203 — со 115 тысяч.
Еще одним «славянским» производителем в Кортрийке был львовский ЛАЗ. Украинцы выставили пару машин из числа тех, что показывались на московском Интеравто. Но диалог с ними был короток: назвать цены и рассказать о стратегии выхода на европейский рынок лазовцы отказались наотрез — мол, коммерческая тайна… А скорее всего, дело в другом: стратегии–то и нет!
…и пассажирам Здесь весьма уютно и водителю… Cажевый фильтр и рециркуляция позволили довести двигатели MAN до норм Euro 4
БОЛЬШАЯ ПЯТЕРКА
Главные места в павильонах (и, соответственно, самые большие площади) занимали пять крупнейших европейских производителей автобусов и шасси: Evobus, Irisbus, NeoMAN, Volvo и Scania.
В центре внимания — туристический Volvo 9700, который получил титул Coach of the year 2008 — «Туристический автобус 2008 года». Конкурс этот сугубо европейский, и представители нашей страны в его жюри не входят… Сам победитель базируется на шасси из «нержавейки» и комплектуется двигателями (в том числе Euro 5) в пяти градациях по мощности, от 340 л.с. до 460 л.с. Среди прочих достоинств — размещение кресел «амфитеатром» (следующий ряд сидит выше предыдущего) и шикарный DVD-кинотеатр с сабвуферами.
Поскольку фирменный конек Вольво — безопасность, то помимо уже привычной системы стабилизации ESP здесь установлены передняя противоподкатная защита (FUPS) и защита от лобового удара (FIP). Но в целом ничем особо новым автобус не блистал, а приз ему достался «по совокупности качеств», по сумме очков. Примечательно, что на стенде автобус был окружен толпой любопытных, однако снаружи стояли два точно таких же, причем в полном одиночестве! Подходи и любуйся…
Volvo 9700 получаетприз Coach of the Year 2008
…и VolvoЗабота о фронтальной безопасности: Setra…
Другим заметным экспонатом стал новый лайнер Irisbus Magelys (попробуйте-ка произнести это название быстро!). На его разработку затрачено четыре года и несколько миллионов евро, а в процессе создания была опрошена масса народу по всей Европе: 20 туроператоров, 30 гидов, 118 водителей и 520 пассажиров. Правда, с «обратной связью» у ирисбусовцев явно туго: последняя новость на их интернет-сайте датирована июлем прошлого года…
Magelys получился необычным: огромное лобовое стекло и круглые глазки-фары придают ему сходство с мультяшным китом. Но начинка традиционна: 380-сильный двигатель IVECO Cursor 10, коробка ZF, в салоне — от 42 до 58 кресел в зависимости от длины автобуса (от 12,2 метра до 13,8 метра) и уровня оснащения.
Кстати, ориентироваться в линейке автобусов Irisbus непросто, поскольку в нее входят десятки машин, разработанных отдельными фирмами, ранее независимыми. Отметим лишь скромно стоявший в углу стенда микроавтобусик Fiat Ducato: прежде фиатовцы держались обособленно!

Немецкий NeoMAN (MAN+Neoplan) сделал ставку на «чистые» технологии: Euro 5, специальный европейский стандарт EEV (Enhanced Environment friendly Vehicle). А еще в этом году в серию пошли новые автобусные дизели — вертикальный из серии D08 и горизонтальный D20.
На стенде земляка-конкурента Evobus (Mercedes+Setra) — опять технологии для борьбы за чистоту (но уже с мочевиной!), уже знакомый стандарт EEV… Есть здесь и собственная система защиты при лобовом столкновении: клетка из стальных и алюминиевых профилей гасит удар, а помогает ей запаска, лежащая за передней облицовкой.

Между прочим, в гамме Setra присутствуют даже городские и пригородные модели (семейство Multiclass). Построены они на базе автобусов Mercedes, и отличаются, по сути, только деталировкой. Но зачем объединению производить два почти одинаковых автобуса? Дело в том, что у фирмы Setra есть почитатели, которые желают покупать даже городские машины именно этой марки. Несмотря на то, что они дороже Мерседесов на 10—15%!
МЕСТНЫЕ
В прошлом году небольшая бельгийская фирма Van Hool отпраздновала 60-летие. Неудивительно, что «у себя на родине» ее стенд занимал центральное место в павильоне №1, а на нем была выставлена вся гамма моделей, раскрашенных в психоделические зелено-оранжевые цвета.
Среди любопытных образцов компании — сочлененный 18-метровый AG300 вместимостью до 160 человек и единственный на выставке троллейбус. Но самой интересной машиной оказался электро-газовый гибрид, работающий на водородном топливе. Причем это не выставочный образец, а вполне рабочий автобус! Пятидесяти килограммов сжатого водорода ему хватает на 350 километров. Первоначально машина была разработана для США, но теперь эксплуатируется и в родной Бельгии.
…и его подсвеченные ступеньки Длинный и низкий Neoplan Trendliner… Farebus: шасси Mercedes Atego, испанскийкузов Водородный Van Hool: заходишь в салон — и радостно становится!
Напротив стенда Van Hool стояли автобусы «заклятого друга» — концерна VDL. В него входят пять некогда независимых фирм: голландские Bova, DAF buses, Berkhoff и бельгийские Jonckheere и Kusters. Объемы производства у всех небольшие, а расходы «на круг» выходят дешевле!
Уже появился и плод объединенных усилий: это городской автобус Citea. 12-метровая машина приводится в движение двигателем Cummins ISBe (который собран фирмой DAF!) и берет «на борт» 70 пассажиров. Цена — от 155 тысяч евро.
МАЛАЯ ЕВРОПА
Автобусный праздник не могли пропустить и представители другой Европы, Восточной. Их лидером, как и прежде, стал Solaris из Польши: молодой производитель, бывший некогда польским отделением фирмы Neoplan, отвоевывает по всей Европе неплохие куски у именитых собратьев! В списке стран, где работают машины этой марки, — Германия (туда продано уже 687 экземпляров), Швейцария, Италия и даже Швеция. А недавно Solaris выиграл тендер на поставку 225 городских автобусов в Арабские Эмираты.
На выставку поляки привезли новую компактную машину Solaris Alpino (8,6 метра, 20 сидячих мест). Понятно, на какие горы она ориентирована? Правильно, на Альпы… А бестселлер, 12-метровый Urbino, был показан в «газовом» варианте с двигателем MAN.
Коротышка из Польши — Solaris Alpino Первый совместный продукт объединения VDL — «низкопольник» Citea
А что за одинокая машина неподалеку? Рядом — ни стойки, ни проспектов. Оказывается, есть в Польше еще один производитель автобусов, Solbus, и к уже известному Солярису он никакого отношения не имеет. Известно о нем мало: расположен в местечке Солец-Куявски (неплохо звучит!) и производит две модели, городскую Solcity и туристическую Soltour. Агрегаты, естественно, покупные: двигатели IVECO или Cummins, трансмиссии ZF или Voith.
А вот некогда известного польского производителя Jelcz на выставке не было. Окончательно сдал позиции! Кроме того, больше не существует чешской фирмы Karosa: теперь это просто филиал объединения Irisbus…
Разумеется, сам Mercedes такие микроавтобусы не выпускает. Их строит французский Vehixel Испанский «кабриолет» Indcar со сдвижным верхом
АЗИАТЫ И ЭКЗОТИКА
Несмотря на титанические усилия, азиатам пока не удается пробиться на европейский рынок автобусов. Уж слишком он консервативен!
Пожалуй, единственное исключение — турецкая Temsa. Сегодня «туристы» этой марки встречаются в Европе достаточно часто, особенно в Германии. А по данным самой фирмы, в 2006 году на экспорт ушло около двух тысяч машин.
Единственный «англичанин» — Optare Versa, причем с «нормальным» расположением руля Ой! Страшно? Это испанский Ayats Bravo
В Бельгию темзовцы привезли несколько интересных автобусов. Первый из них, городской Metropol длиной 9,7 метра, оснащен двигателем MAN и коробкой передач Allison (но не автоматической, а механической). Еще любопытнее междугородний Turmalin 13: при длине 13 метров турки ухитрились утрамбовать в салоне аж 78 кресел, по пять в ряд! Вот только желающих купить такую «банку для селедок» в Западной Европе будет немного.
Из вездесущих китайцев в Кортрийк прибыл только King Long… Так и не продавший пока в Европе ни одной машины.
А еще помимо известных всем крупных компаний из Европы на Кортрийке было полным-полно мелких фирм и фирмочек, выпускающих автобусы. Причем сказать, что они уступают крупным производителям, нельзя: их успех — в гибкости и готовности реализовать фантазию заказчика. Предлагаются модели на любой вкус — от люксовых микроавтобусиков до огромных открытых «двухэтажников» для обзорных экскурсий.
Была здесь и единственная английская компания Optare с новинкой, городским автобусом Versa. Машина длиной 10,3 метра или 11 метров строится на шасси Mercedes или MAN, а ее руль расположен… слева. Англичанам тоже хочется урвать кусочек континентального пирога!
Прогулявшись по выставке, легко заметить ее главные тенденции. Первая и, пожалуй, главная: строить автобусы в Европе — несложное дело. Все крупные производители предлагают шасси на продажу, а еще сотни фирм производят комплектующие. Покупаешь шасси у одной компании, стекла у другой, кресла у третьей — и становишься производителем!
Еще одна тенденция связана с габаритами. Несколько лет назад многие компании стали предлагать автобусы шириной не 2,5 метра, как прежде, а 2,55 метра. Теперь же едва ли не каждый западноевропейский автобус на выставке имел свою длину: 8 м 60 см, 9 м 70 см, 11 м 30 см. Оригинально! И качественно, разумеется. Но вне всякой зависимости от длины — дорого. Очень дорого…

Импорт автобусов: некоторые итоги
Компании Evobus (Mercedes+Setra) и NeoMAN (MAN+Neoplan) обнародовали итоги продаж в России за 2007 год.
Evobus продал больше автобусов, чем за все последние шесть лет, — 860 единиц! Подавляющее большинство этой техники работает в Подмосковье: объединение Мострансавто получило более 600 пригородных автобусов Mercedes Conecto, его филиал в Коломне — десять лайнеров Setra; там же, в Коломне растет и производство микроавтобусов Sprinter.
Департамент автобусов компании МАН Автомобили Россия в свою очередь продал 109 новых и 23 подержанных автобуса MAN и Neoplan. Правда, самый роскошный Neoplan Starliner по цене аж 550 тысяч евро еще ждет покупателей…
Продажи новых импортных автобусов в России в 2007 году | ||
Mercedes-Benz | 846 | |
из них | Travego | 7 |
Tourismo | 10 | |
Conecto | 603 | |
Sprinter | 214 | |
Прочие | 3 | |
Setra | 14 | |
Всего Evobus | 860 | |
MAN | 87 | |
из них | Lion’s Classic | 56 |
Lion’s Regio | 14 | |
Lion’s Coach | 17 | |
Neoplan | 22 | |
из них | Tourliner | 17 |
Сityliner | 5 | |
Всего NeoMAN | 109 |