В Кортрийке все спокойно

В конце прошлого года маленький бельгийский городок Кортрийк вновь ненадолго очнулся от спячки: здесь прошла очередная международная выставка Busworld, «Мир автобусов». Правда, революционных новшеств на ней не было — европейский автобусный рынок, как и сам Кортрийк, находится в состоянии полного покоя… В Западной Европе уже давно не наблюдается бурного роста продаж коммерческого транспорта. Даже наоборот: […]

В конце прошлого года маленький бельгийский городок Кортрийк вновь ненадолго очнулся от спячки: здесь прошла очередная международная выставка Busworld, «Мир автобусов». Правда, революционных новшеств на ней не было — европейский автобусный рынок, как и сам Кортрийк, находится в состоянии полного покоя…

В Западной Европе уже давно не наблюдается бурного роста продаж коммерческого транспорта. Даже наоборот: за 2006 год рынок автобусов уменьшился на 0,7%. При этом продажи больших городских автобусов упали на целых 10%, зато рынок микроавтобусов, наоборот, вырос на 11%. В целом же за 2006 год в Европе продано всего-то 23618 автобусов всех марок и классов! Так что спокойствие, царившее на выставке, неудивительно. Те же фирмы, что два года назад, те же модели, те же стенды… Однако было и кое-что новое — например, производители из СНГ.

СООТЕЧЕСТВЕННИКИ

Стенды автобусных компаний из бывшего Советского Союза размещались далеко не в главных залах, да и выглядели скромно… Однако само их появление говорит о том, что наш автобуспром поне­многу оживает.

Правда, российскую державу представлял вовсе не мощный куст Русских автобусов, принадлежащих группе ГАЗ, а агрессивный одиночка Волжанин. Вернее, Volgabus — таково торговое название, выбранное для Европы. Для его продвижения создана одноименная фирма в Германии, и два городских автобуса уже проходят опытную эксплуатацию в Дрездене и Гамбурге.

В Бельгию волжане (или волгабусовцы?) привезли последний образец, о котором мы рассказывали в АР №16, 2007, — трехосный низкопольный City-Rhytm длиной 14,7 метра. Он рассчитан на 123 пассажира, двигатель — 280-сильный Deutz, коробка передач и портальные мосты — ZF. Рабочее место водителя и приборы разработаны компанией Siemens, а алюминиевые панели кузова поставляет швейцарская фирма Hess.

Кстати, на наш вопрос о сервисе в Европе представители ответили, что планируют воспользоваться как раз сетью Hess. Но откуда у маленького кузовного ателье развитой сервис — тем более что алюминий не ржавеет?

Впервые прибыл в Кортрийк МАЗ сразу с двумя машинами последнего поколения, которые уже выставлялись в Москве: это средний МАЗ-206 и большой МАЗ-203. В моторных отсеках — двигатели Mercedes Euro 4, коробки передач — ZF (у «младшей» машины — «ручная», у «старшей» — автоматическая). Заводчане гордятся, что поставка этих моделей на экспорт уже перевалила за сотню единиц, — правда, в основном в Восточную Европу (Сербия, Румыния). В Германию, как и у Волжанина, проданы лишь две машины. Цены на МАЗ-206 начинаются с 70 тысяч евро, на МАЗ-203 — со 115 тысяч.

Еще одним «славянским» производителем в Кортрийке был львовский ЛАЗ. Украинцы выставили пару машин из числа тех, что показывались на московском Интеравто. Но диалог с ними был короток: назвать цены и рассказать о стратегии выхода на европейский рынок лазовцы отказались наотрез — мол, коммерческая тайна… А скорее всего, дело в другом: стратегии–то и нет!

БОЛЬШАЯ ПЯТЕРКА

Главные места в павильонах (и, соответственно, самые большие площади) занимали пять крупнейших европей­ских производителей автобусов и шасси: Evobus, Irisbus, NeoMAN, Volvo и Scania.

В центре внимания — туристический Volvo 9700, который получил титул Coach of the year 2008 — «Туристический автобус 2008 года». Конкурс этот сугубо европейский, и представители нашей страны в его жюри не входят… Сам победитель базируется на шасси из «нержавейки» и комплектуется двигателями (в том числе Euro 5) в пяти градациях по мощности, от 340 л.с. до 460 л.с. Среди прочих достоинств — размещение кресел «амфитеатром» (следующий ряд сидит выше предыдущего) и шикарный DVD-кинотеатр с сабвуферами.

Поскольку фирменный конек Вольво — безопасность, то помимо уже привычной системы стабилизации ESP здесь установлены передняя противоподкатная защита (FUPS) и защита от лобового удара (FIP). Но в целом ничем особо новым автобус не блистал, а приз ему достался «по совокупности качеств», по сумме очков. Примечательно, что на стенде автобус был окружен толпой любопытных, однако снаружи стояли два точно таких же, причем в полном одиночестве! Подходи и любуйся…

Другим заметным экспонатом стал новый лайнер Irisbus Magelys (попробуйте-ка произнести это название быстро!). На его разработку затрачено четыре года и несколько миллионов евро, а в процессе создания была опрошена масса народу по всей Европе: 20 туроператоров, 30 гидов, 118 водителей и 520 пассажиров. Правда, с «обратной связью» у ирисбусовцев явно туго: последняя новость на их интернет-сайте датирована июлем прош­лого года…

Magelys получился необычным: огромное лобовое стекло и круглые глазки-фары придают ему сходство с мультяшным китом. Но начинка традиционна: 380-сильный двигатель IVECO Cursor 10, коробка ZF, в салоне — от 42 до 58 кресел в зависимости от длины автобуса (от 12,2 метра до 13,8 метра) и уровня оснащения.

Кстати, ориентироваться в линейке автобусов Irisbus непросто, поскольку в нее входят десятки машин, разработанных отдельными фирмами, ранее независимыми. Отметим лишь скромно стоявший в углу стенда микроавтобусик Fiat Ducato: прежде фиатовцы держались обособленно!

Звание Coach of the Year 2008 досталось лайнеру Volvo 9700 «по совокупности качеств»

Немецкий NeoMAN (MAN+Neoplan) сделал ставку на «чистые» технологии: Euro 5, специальный европейский стандарт EEV (Enhanced Environment friendly Vehicle). А еще в этом году в серию пошли новые автобусные дизели — вертикальный из серии D08 и горизонтальный D20.

На стенде земляка-конкурента Evobus (Mercedes+Setra) — опять технологии для борьбы за чистоту (но уже с мочевиной!), уже знакомый стандарт EEV… Есть здесь и собственная система защиты при лобовом столкновении: клетка из стальных и алюминиевых профилей гасит удар, а помогает ей запаска, лежащая за передней облицовкой.

Van Hool из Бельгии — трехосный, да еще и на водороде

Между прочим, в гамме Setra присутст­вуют даже городские и пригородные модели (семейство Multiclass). Построены они на базе автобусов Mercedes, и отличаются, по сути, только деталировкой. Но зачем объединению производить два почти одинаковых автобуса? Дело в том, что у фирмы Setra есть почитатели, которые желают покупать даже городские машины именно этой марки. Несмотря на то, что они дороже Мерседесов на 10—15%!

МЕСТНЫЕ

В прошлом году небольшая бельгийская фирма Van Hool отпраздновала 60-летие. Неудивительно, что «у себя на родине» ее стенд занимал центральное место в павильоне №1, а на нем была выставлена вся гамма моделей, раскрашенных в психоделические зелено-оранжевые цвета.

Среди любопытных образцов компании — сочлененный 18-метровый AG300 вместимостью до 160 человек и единст­венный на выставке троллейбус. Но самой интересной машиной оказался электро-газовый гибрид, работающий на водородном топливе. Причем это не выставочный образец, а вполне рабочий автобус! Пятидесяти килограммов сжатого водорода ему хватает на 350 километров. Первоначально машина была разработана для США, но теперь эксплуатируется и в родной Бельгии.

Напротив стенда Van Hool стояли автобусы «заклятого друга» — концерна VDL. В него входят пять некогда независимых фирм: голландские Bova, DAF buses, Berkhoff и бельгийские Jonckheere и Kusters. Объемы производст­ва у всех небольшие, а расходы «на круг» выходят дешевле!

Уже появился и плод объединенных усилий: это городской автобус Citea. 12-метровая машина приводится в движение двигателем Cummins ISBe (который собран фирмой DAF!) и берет «на борт» 70 пассажиров. Цена — от 155 тысяч евро.

МАЛАЯ ЕВРОПА

Автобусный праздник не могли пропустить и представители другой Европы, Восточной. Их лидером, как и прежде, стал Solaris из Польши: молодой производитель, бывший некогда польским отделением фирмы Neoplan, отвоевывает по всей Европе неплохие куски у именитых собратьев! В списке стран, где работают машины этой марки, — Германия (туда продано уже 687 экземпляров), Швейцария, Италия и даже Швеция. А недавно Solaris выиграл тендер на поставку 225 городских автобусов в Арабские Эмираты.

На выставку поляки привезли новую компактную машину Solaris Alpino (8,6 метра, 20 сидячих мест). Понятно, на какие горы она ориентирована? Правильно, на Альпы… А бестселлер, 12-метровый Urbino, был показан в «газовом» варианте с двигателем MAN.

А что за одинокая машина неподалеку? Рядом — ни стойки, ни проспектов. Оказывается, есть в Польше еще один производитель автобусов, Solbus, и к уже известному Солярису он никакого отношения не имеет. Известно о нем мало: расположен в местечке Солец-Куявски (неплохо звучит!) и производит две модели, городскую Solcity и туристическую Soltour. Агрегаты, естественно, покупные: двигатели IVECO или Cummins, трансмиссии ZF или Voith.

А вот некогда известного польского производителя Jelcz на выставке не было. Окончательно сдал позиции! Кроме того, больше не существует чешской фирмы Karosa: теперь это просто филиал объединения Irisbus…

АЗИАТЫ И ЭКЗОТИКА

Несмотря на титанические усилия, азиатам пока не удается пробиться на европейский рынок автобусов. Уж слишком он консервативен!

Пожалуй, единственное исключение — турецкая Temsa. Сегодня «туристы» этой марки встречаются в Европе достаточно часто, особенно в Германии. А по данным самой фирмы, в 2006 году на экс­порт ушло около двух тысяч машин.

В Бельгию темзовцы привезли несколько интересных автобусов. Первый из них, городской Metropol длиной 9,7 метра, оснащен двигателем MAN и коробкой передач Allison (но не автоматической, а механической). Еще любопытнее междугородний Turmalin 13: при длине 13 метров турки ухитрились утрамбовать в салоне аж 78 кресел, по пять в ряд! Вот только желающих купить такую «банку для селедок» в Западной Европе будет немного.

Из вездесущих китайцев в Кортрийк прибыл только King Long… Так и не продавший пока в Европе ни одной машины.

А еще помимо известных всем крупных компаний из Европы на Кортрийке было полным-полно мелких фирм и фирмочек, выпускающих автобусы. Причем сказать, что они уступают крупным производителям, нельзя: их успех — в гибкости и готовности реализовать фантазию заказчика. Предлагаются модели на любой вкус — от люксовых микроавтобусиков до огромных открытых «двухэтажников» для обзорных экскурсий.

Была здесь и единственная англий­ская компания Optare с новинкой, городским автобусом Versa. Машина длиной 10,3 метра или 11 метров строится на шасси Mercedes или MAN, а ее руль расположен… слева. Англичанам тоже хочется урвать кусочек континентального пирога!


Прогулявшись по выставке, легко заметить ее главные тенденции. Первая и, пожалуй, главная: строить автобусы в Европе — несложное дело. Все крупные производители предлагают шасси на продажу, а еще сотни фирм производят комплектующие. Покупаешь шасси у одной компании, стекла у другой, кресла у третьей — и становишься производителем!

Еще одна тенденция связана с габаритами. Несколько лет назад многие компании стали предлагать автобусы шириной не 2,5 метра, как прежде, а 2,55 метра. Теперь же едва ли не каждый западноевропейский автобус на выставке имел свою длину: 8 м 60 см, 9 м 70 см, 11 м 30 см. Оригинально! И качественно, разумеется. Но вне всякой зависимости от длины — дорого. Очень дорого…

Один из немногих двухэтажных автобусов выставки — Ayats Bravo (Испания) на агрегатах MAN

Импорт автобусов: некоторые итоги

Компании Evobus (Mercedes+Setra) и NeoMAN (MAN+Neoplan) обнародовали итоги продаж в России за 2007 год.

Evobus продал больше автобусов, чем за все последние шесть лет, — 860 единиц! Подавляющее большинство этой техники работает в Подмосковье: объединение Мострансавто получило более 600 пригородных автобусов Mercedes Conecto, его филиал в Коломне — десять лайнеров Setra; там же, в Коломне растет и производство микроавтобусов Sprinter.

Департамент автобусов компании­ МАН Автомобили Россия в свою очередь продал 109 новых и 23 подержанных автобуса MAN и Neoplan. Правда, самый роскошный Neoplan Starliner по цене аж 550 тысяч евро еще ждет покупателей…

Продажи новых импортных автобусов в России в 2007 году
Mercedes-Benz846
из нихTravego7
Tourismo10
Conecto603
Sprinter214
Прочие3
Setra14
Всего Evobus860
MAN87
из нихLion’s Classic56
Lion’s Regio14
Lion’s Coach17
Neoplan22
из нихTourliner17
Сityliner5
Всего NeoMAN109

Free Download WordPress Themes
Premium WordPress Themes Download
Download WordPress Themes
Free Download WordPress Themes
download udemy paid course for free

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

Вы можете использовать следующие HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>