Не так давно мы рассказывали о том, как делают китайские автобусы Yutong. А теперь наш корреспондент отправился на автобусный завод Higer, что в городе Суньчжоу, — и вот что там увидел.
«Не вся продукция марки Higer отправляется на экспорт. Но все, что наша компания отправляет на экспорт, называется Higer!» Такую замысловатую формулировку выдал один из сотрудников завода в результате долгого и трудного интервью (ох, непросто общаться с китайцами!)
А смысл сказанного таков: есть в Китае автобусная фирма King Long (если перевести на русский, получится глупость какая-то — «король длинный»). Она основана совсем недавно, в 1998 году, но уже сегодня входит в пятерку ведущих местных производителей, занимая около 20% китайского рынка автобусов. И вот, всерьез решив выйти на внешние рынки, King Long образовал новую компанию — Higer. Как нам пояснили, это сделано для того, чтобы «новые Хигеры» не ассоциировались с Кинг Лонгами, у которых есть проблемы с качеством (что признают сами китайцы).
Новообразованный завод Higer действительно хорош: просторные чистые цеха общей площадью аж 500 тысяч м². В 2006 году здесь сделано 13500 автобусов, проектная мощность — 18 тысяч машин в год.
Вот только почему на площадке готовой продукции, где ряды автобусов тянутся до горизонта, бок о бок стоят и Higer, и King Long? «Поскольку коллеги не справляются с объемами производства, мы помогаем им, выпуская продукцию еще и под их маркой», — не смущаются китайцы. Но зачем тогда говорить о дистанцировании марок King Long и Higer? Или это делается в расчете на доверчивых иностранцев?
Еще вопрос: что за автобусы Haiger (в Китае встречаются и такие)? «Это совсем-совсем другая фирма, которая к нам отношения не имеет,» — посовещавшись, улыбаются китайцы. Я поверил. Да только на следующий день увидел автобус, на носу которого рядом с надписью Haiger стояла эмблема… King Long! Что это? Пиратская продукция? Или еще один бренд, о котором представители завода почему-то умалчивают?
А вот бетономешалки, которые стоят на заводском дворе, — продукция вполне легальная. Так сказать, местный ширпотреб.
Как бы то ни было, программа завода широка и пространна, как текущая неподалеку великая Янцзы. Здесь выпускается свыше трехсот (!) моделей автобусов пятидесяти семейств, длиной от восьми до 13,5 метра. Правда, в проспектах указаны еще и малые, шестиметровые машины зато о 13,5-метровых — ни слова. Очередная головоломка…
Набор компонентов пестр и разнообразен. Для местного рынка — двигатель Yuchai и мосты DongFeng, на экспорт — Cummins (разумеется, китайский) и мосты совместного предприятия DongFeng-Dana. При этом два одинаковых шасси встретить трудно: бок о бок стоят и архаичные, с рессорной подвеской, и современные, на пневмобаллонах.
В кузовном цеху работяги варят каркасы и боковины; крышки некоторых отсеков — нержавеющие, из алюминия. После проверки геометрии кузов окунают в гальваническую ванну (китайцы утверждают, что гарантия против ржавчины — пожизненная).
Но вот дальнейшая технология озадачила. Дело в том, что на автобус вначале ставят двигатель, рулевое управление и колеса и лишь потом отправляют в «малярку». Там его шпатлюют толстым слоем, а затем, прикрыв тряпками и газетами колеса и двигатель, красят из пульверизаторов. И отправляют на сушку, где температура достигает 85 градусов.
Но как при этом ведут себя неметаллические компоненты — например, пластиковые трубки? И как окрашивается моторный отсек? «Все нормально, — переводят нам ответ. — Такую технологию используют европейские фирмы: MAN, Bova, Setra». Приятно слушать сказки…
А еще позабавил процесс перемещения кузовов по цеху: уперлись, поднажали… Да уж, такого в Европе точно не встретишь!
Впрочем, дальнейший процесс производства претензий не вызывает. А напоследок автобусы проходят даже через дождевальную камеру — не течет ли где?
В прошлом году в программе выпуска появились и весьма серьезные туристические модели на шасси Scania. Они оснащены всем, что подобает иметь лайнеру такого класса: двигатель Euro 4 (причем без мочевины, с рециркуляцией выхлопных газов), дисковые тормоза с электронными «мозгами», шина передачи данных CAN…
Качество сборки таких машин — на очень приличном уровне, межсервисный интервал явно не китайский (60 тысяч км), и стоимость весьма привлекательная — от 170 тысяч долларов в зависимости от комплектации. При этом китайцы утверждают, что реализацией «шведско-китайских» автобусов за пределами Китая будет заниматься сама Scania! Если это действительно так — рынок европейских «туристов» может пошатнуться…
Но и без того экспорт растет. В 2006 году в другие страны ушло полторы тысячи экземпляров: сотня кузовов даже отправилась в США, на фирму Freightliner, а 250 автобусов купила Россия. В 2007 году, по заявлению объединения Русбизнесавто, которое импортирует эту марку, в Россию продана уже тысяча машин, 400 из них — в Казань.
При этом китайцы, как всегда, реагируют крайне оперативно: за недолгое время поставок в российскую комплектацию внесено аж 64 изменения — от переложенной проводки до системы автоматического пожаротушения. Уже сертифицированы у нас и модели с двигателями Сummins Euro 3.
«Так, значит, автобусы Higer хороши?» — спросите вы. Ответим вопросом на вопрос: а о каких именно машинах идет речь? Даже экземпляры, собранные полгода назад и вчера, сильно различаются! А еще все зависит от того, для какого рынка они предназначены. И из каких компонентов собраны. Проще говоря, продукция одной и той же марки в Китае может быть и отвратительной, и превосходной — в зависимости от того, сколько готов платить клиент.
Но одно сомнению не подлежит: китайцы уже научились делать самые разнообразные автобусы. Причем в сроки, какие и не снились нашему автопрому! То ли еще будет…
Уже после посещения завода я побывал в Бельгии на выставке автобусов Busworld. И увидел стенд с автобусами… King Long. А как же «сугубо экспортный» Higer, о котором твердили нам в Китае?
«Да, есть такой завод, — поморщились стендисты. — Но главные-то мы, и именно мы будем продавать свои автобусы в Европу». Вот и пойми этих китайцев!