Мы уже рассказывали о победителях нынешних европейских конкурсов «Грузовик года» и «Фургон года» (ими, напомним, стали DAF XF105 и Ford Transit). А звание «Автобус 2007 года» получил Mercedes-Benz Citaro в новом исполнении LE U. Наш корреспондент прокатился на автобусе-победителе по Германии и узнал немало интересного.
Мы нечасто пишем о новых европейских автобусах. Причина проста: в нашу страну они почти не поставляются из-за очень высоких цен и зверских таможенных пошлин. Что толку рассказывать про какой-нибудь Jonckheere или, допустим, Van Hool, если наши пассажиры и водители никогда их не увидят?
Все это в полной мере относится и к победителям европейского конкурса Coach&Bus of the Year, «Туристический и городской автобус года». Большинство этих моделей никогда не появится на наших дорогах, да и в жюри конкурса нет представителей России (в отличие от конкурсов Truсk of the Year и Van of the Year, где Россию представляет редактор рубрики Федор Лапшин).
Но когда мерседесовцы предложили познакомиться с «Автобусом 2007 года» Mercedes-Benz Citaro LE U, мы не стали отказываться. Интересно ведь, какая конструкция считается лучшей во всей Европе!
АВТОБУС ИЗ ДВУХ ПОЛОВИНОК
Сам по себе Mercedes Citaro производится уже десять лет, так что новинкой его назвать трудно. Делают эту модель в самой Германии и, разумеется, в основном для западноевропейских стран. До сих пор было выпущено около 15 тысяч таких автобусов (в России нет ни одного из них!). Все они — низкопольные, но, что интересно, с разным расположением двигателя: продольно или же поперечно, в зависимости от заказа.
А новый вариант, с которым мы знакомились, носит индекс LE U, что расшифровывается как Low Entry (в переводе с английского «с низким входом») Ueberland (уже по-немецки — «пригородный»).
По своей компоновке он невероятно напоминает модель Scania OmniLink, которая выпускается у нас в Питере и о которой мы подробно рассказывали в АР №1 за этот год. Передняя часть обоих автобусов низкопольная, но за средней дверью пол поднимается «все выше и выше», что позволяет поставить обычный (а не дорогущий портальный) задний мост.
Однако салон Citaro и так ниже сканиевского на 15 см, а если в нем поднять сзади пол, пассажиры начали бы биться головами о потолок! Решение нашлось весьма любопытное: оставив переднюю часть кузова от обычного Citaro, мерседесовцы приварили к ней заднюю, более высокую, от междугороднего Integro. Получилось аккуратно и элегантно (снаружи виден только невысокий «горб» на крыше). Но, надо признать, Scania все равно просторнее; к тому же ее «подиум» сзади ровный, а у Citaro он поднимается по наклонной. Зато здесь более удачная компоновка передней части: линия окон ниже, и нет здоровенных топливных баков над колесными арками. Вдобавок мерседесовские конструкторы устроили под потолком полочки, а также «самолетные» блоки вентиляции и освещения, которых у Скании нет.
НЕМНОГО О ТЕХНИКЕ
Двигатель здесь «родной» — 299-сильный и отвечающий нормам Euro 4 (конечно же, с помощью мочевины!). Коробка передач, как и положено, автоматическая, шестидиапазонная ZF со встроенным ретардером: четвертая передача здесь прямая, передаточное число пятой — 0,83, а шестой — всего 0,59.
Уже упомянутый задний мост позаимствован у туристических лайнеров, причем за счет все того же поднятого пола сюда удалось поставить более крупные, чем у обычных Citaro, пневмобаллоны. Интересно, что от передней оси, пусть даже портальной, мерседесовские конструкторы решили и вовсе отказаться: вместо него стоит независимая подвеска все той же фирмы ZF. Разумеется, и то и другое благоприятно сказалось на плавности хода.
Увидев на среднем входе въездную рампу для инвалидных колясок, мы было умилились: «Какие заботливые производители!» Но оказалось, что в стандартную комплектацию рампа не входит. Однако в Германии ее заказывает подавляющее большинство перевозчиков — поскольку автобусы, приспособленные для инвалидов, облагаются меньшими налогами.
ЭКСКУРСИЯ С ПЕРЕРЫВОМ НА ОБЕД
Иначе и не назовешь поездку, в которую нас пригласили: маршрут от Франкфурта до Штутгарта, проходил по провинциальным шоссе, проложенным среди небольших городков. «Посмотрите направо, там старая кирха. А сейчас мы остановимся и попьем кофейку…» Идиллия!
Ощущения от самого автобуса остались примерно такие же — идиллические. В салоне, сделанном по-немецки безупречно, тонированные стекла смягчают солнечные лучи, из дефлекторов над головой приятно дует прохладный воздух. Да и сама езда очень комфортна: придраться можно разве что к шуму и вибрациям от двигателя, которые явственно ощущаются на заднем ряду сидений (как, впрочем, и у питерской Скании).
Собственно, ничего иного от новейшего немецкого автобуса — тем более на немецких же дорогах — мы и не ожидали. Вот только насладиться его достоинствами нашим пассажирам не удастся, поскольку в самой Германии Citaro LE U стоит 275000 евро. А такая же по компоновке Scania OmniLink питерского производства, причем уже с растаможкой и НДС, дешевле на сто тысяч евро!
Разница не просто ощутимая, а гигантская. Не говоря уж о том, что OmniLink отвечает нормам Euro 4 без всякой дурацкой мочевины… Так что Citaro LE U, конечно, «Автобус года». Но — явно не нашего.
P.S. Рассматривая фотографию с церемонии награждения, мы обнаружили сразу две ошибки. На подставке приза написано «Citaro LE» (это другая модель) и «Bus of the Year 2006» (хотя автобус стал победителем 2007 года)…
Паспортные данные | |
Модель | Mercedes-Benz Citaro LE U |
Габаритная длина, мм | 12040 |
Число мест общее/ для сидения | 88/44 |
Масса снаряженная/полная | 11600/18000 |
Двигатель | OM457 hLA (горизонтальный) |
Число и расположение цилиндров | 6, в ряд |
Максимальная мощность, л.с./об/мин | 299/2000 |
Максимальный крутящий момент, Нм/об/мин | 1250/1100 |
Коробка передач | автоматическая, ZF 6HP 592 |
Передняя подвеска | независимая, ZF |
Задний мост | гипоидный, Mercedes-Benz |
Тормоза | дисковые, Knorr с АБС и EBS |
Объем баков: топливного/с AdBlue | 350/45 |
Некоторые измерения* | |
Расход топлива, л/100 км | 40,7 |
При скорости, км/ч | 47,3 |
Расход AdBlue, л/100 км | 1,9 |
* Проводились журналом Lastauto Omnibus при имитации пригородного движения (маршрут 112 км, остановки каждые 15 мин) |
КАК ВЫБИРАЮТ «АВТОБУС ГОДА»
В конкурсах Truck of the Year и Van of the Year критерий отбора кандидатов прост: это все новые или серьезно обновленные модели, появившиеся в Европе за последний год. И побеждает тот, кто, говоря современным языком, окажется круче всех и наберет наибольшее число голосов.
А выборы «Автобуса года» проходят иначе: жюри собирает несколько новых или обновленных моделей (по четным годам — туристических, по нечетным — для города и пригорода) и испытывает их. Кто показал наилучшие результаты — тот и победил. На первый взгляд логично. Но если копнуть поглубже, оказывается, что рамки отбора невероятно узки. Например, автобус может быть хоть тысячу раз новым, но если жюри решило устроить испытания пригородных моделей (как было на этот раз), то путь остальным к заветной награде в данном году заказан.
И еще. В нынешнем конкурсе участвовали всего три модели: голландский VDL Ambassador, немецкие MAN Lion’s Regio и Mercedes-Benz Citaro LE U. А где остальные одноклассники — например, та же Scania OmniLink в новом исполнении Euro 4? Нету!