Спирт вместо солярки?

Хорошо, что у нас нет автобусов, работающих на спирте-этаноле! Иначе от желающих попробовать это топливо на вкус не было бы отбоя… Зато завод Скания-Питер только что начал сборку партии из 75 этанольных автобусов. Все они предназначены для шведской столицы — Стокгольма. Сразу разочаруем тех, кто задаст логичный вопрос: «А что, спирт, на котором ездят автобусы, […]

Хорошо, что у нас нет автобусов, работающих на спирте-этаноле! Иначе от желающих попробовать это топливо на вкус не было бы отбоя… Зато завод Скания-Питер только что начал сборку партии из 75 этанольных автобусов. Все они предназначены для шведской столицы — Стокгольма.

Сразу разочаруем тех, кто задаст логичный вопрос: «А что, спирт, на котором ездят автобусы, можно пить?» Мы бы, честное слово, не рекомендовали: одного взгляда на ядовито-желто-зеленую жидкость с отвратительным запахом, «приправленную» специальными присадками, достаточно, чтобы отбить тягу к содержимому топливного бака! Да и нюхать выхлоп бесполезно: он ничем не пахнет…

Спирт заливается в обычную горловину (за лючком)

Вопрос второй, не менее логичный: зачем понадобилось заливать в баки автобусов этанол? Он позволяет сделать выхлоп очень чистым? Близко к истине: хотя этанольный двигатель сертифицирован на соответствие нынешним нормам Euro 3, по выбросам он чище стандарта Euro 4.

Правда, при этом дизельная Scania OmniLink расходует в городском режиме около 40 л/100 км, а этанольная — все 50 л/100 км. Да и сам этанол в Скандинавии ненамного дешевле солярки: литр дизтоплива стоит около 1 евро, а этанола — около 1 доллара. И расходы на эксплуатацию «спиртовых» автобусов выше, чем у обычных дизельных машин (это признают сами шведы). В общем, ни с технической, ни с экономической точек зрения выгод пока не наблюдается.

А вот с политической… Дело в том, что своих запасов нефти и газа у шведов нет. До недавних пор им приходилось покупать и этанол: он вырабатывался в Южной Европе из отходов винодельческого производства или даже из скисшего вина.

Но в перспективе шведы собираются наладить производство «стратегически важного продукта» у себя из отходов лесоперерабатывающей промышленности. Таким образом, шведы получат дополнительные рабочие места, а их транспорт — недорогое топливо местного производства. Тем более что опыт эксплуатации таких машин уже есть, и немалый.

Первые испытания этанольных автобусов Scania начались еще в 1979 году! Но поначалу спирт плохо сгорал — да еще и из выхлопной трубы пахло винным уксусом. Запах убрали при помощи нейтрализатора, а проблему со сгоранием решили, добавив в спирт специальные присадки: смесь получила название Е95.

Всего начиная с середины восьмидесятых в тринадцать городов Швеции было поставлено 434 «спиртовых» автобуса Scania: только в Стокгольме их больше двухсот. А теперь в шведскую столицу отправятся и 75 новеньких машин, собранных в Санкт-Петербурге. Питерцы получили этот заказ по итогам тендера среди автобусных заводов Scania (как известно, российская сборка дешевле европейской при том же качестве).

Отличия в комплектации «стокгольмских» экземпляров от «российских» невелики: в салоне — таблички на шведском языке и корзина для мусора у двери, на передней панели — место для системы связи с диспетчерской. Но сами системы будут установлены уже в Стокгольме с отработавших свое машин. Экономят шведы!

Что касается двигателя, то это — привычная сканиевская «шестерка» (9 л, 230 л.с.), только приспособленная для работы на спирту. Конструкторы отказались от электронного управления двигателем и одновременно увеличили стпень сжатия. Этанол под давлением подается в цилиндры — и воспламеняется от сжатия (поскольку, повторим, в спирт добавлены присадки, облегчающие самовоспламенение). Еще одна особенность таких автобусов — система автоматического пожаротушения двигателя. В моторном отсеке протянут красный «провод-предохранитель»: при возгорании его оплетка оплавится, и расположенный здесь же огнетушитель зальет отсек пеной.

Кстати, у «шведских» экземпляров (как, впрочем, и у всех остальных, сделанных на заводе Скания-Питер) немало российских комплектующих: это алюминиевые профили каркаса, передняя и задняя маски из стеклопластика, лобовое стекло, внутрисалонные перегородки, сиденья, поручни.

Когда статья готовилась к печати, стало известно, что этанольная Scania питерского производства добралась даже до Лондона: она экспонировалась на конференции, посвященной перспективному алкогольному топливу.

 Двигатели автобусов Scania OmniLink (данные производителя)DC9 01DCI9 E01
Топливодизельноеэтанол
Уровень токсичностиEuro 3Euro 3
Рабочий объем, л99
Система подачи топливаэлектроннаямеханическая
Максимальная мощность, л.с./об/мин230/1900230/1800—2000
Максимальный крутящий момент, Нм/об/мин1100/1100—12001035/1000—1200
Минимальный удельный расход топлива, г/кВтч201343
Download Best WordPress Themes Free Download
Premium WordPress Themes Download
Download Premium WordPress Themes Free
Download Best WordPress Themes Free Download
free download udemy course

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

Вы можете использовать следующие HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>